В поисках жилибертии. Ботаники всего мира ищут для Гродно семена растения, названного в честь основателя знаменитого сада.

В кругу семьи гродненки Натальи Канюк последнее время все крутится вокруг жилибертии. К поиску этого редкого экзотического растения, названного в честь французского ученого Жилибера, историк по призванию Наталья Григорьевна подключила всех, кого могла. Даже пятилетний внук Женя “в теме” и с нетерпением ждет, когда же он увидит эту самую жилибертию. Не личной прихоти ради ищут экзот: задумала Наталья Григорьевна благое дело — возродить именно с этого растения в Гродно ботанический сад, который еще в ХVIII веке под патронатом гродненского старосты Антония Тизенгауза заложил французский ученый Жан Эммануэль Жилибер. Это был знаменитый ботанический сад, первый на территории Беларуси, слава о нем в свое время разошлась далеко за ее пределами.

В кругу семьи гродненки Натальи Канюк последнее время все крутится вокруг жилибертии. К поиску этого редкого экзотического растения, названного в честь французского ученого Жилибера, историк по призванию Наталья Григорьевна подключила всех, кого могла. Даже пятилетний внук Женя “в теме” и с нетерпением ждет, когда же он увидит эту самую жилибертию. Не личной прихоти ради ищут экзот: задумала Наталья Григорьевна благое дело — возродить именно с этого растения в Гродно ботанический сад, который еще в ХVIII веке под патронатом гродненского старосты Антония Тизенгауза заложил французский ученый Жан Эммануэль Жилибер. Это был знаменитый ботанический сад, первый на территории Беларуси, слава о нем в свое время разошлась далеко за ее пределами.

Дело благое люди поддержат

Такой уж Наталья Григорьевна человек: если загорелась идеей, поставила благую цель, все средства для ее достижения задействует. А началось все с любопытной информации, на которую наткнулась, работая над другой интересной темой “История возникновения и развития учебных заведений Гродно с ХVI по ХХ век”. В одном из архивов нашла материал о ботаническом саде, который заложил в Гродно француз Жан Эммануэль Жилибер, чье имя, кстати, сегодня носит городской парк отдыха. Вот только от былого чудо-сада остались лишь воспоминания, да и то в архивах. А ведь в свое время в знак признания научных заслуг именем Жилибера было названо экзотическое растение, которое обнаружили его современники, два испанских ученых, во время экспедиции в Южную Америку.
— Вдруг меня осенила идея! А почему бы не найти жилибертию и не доставить ее в Гродно к 270-летнему юбилею ученого, который выпадает как раз на июнь нынешнего года?! Почему бы не начать с нее возрождение ботанического сада?! Подумала: дело благое, люди поддержат, — рассказывает Наталья Григорьевна.
Домой она вернулась окрыленной. Сына-программиста озадачила сбором через интернет информации по интересующей теме, а знакомых-лингвистов попросила перевести на разные языки письма, которые отправила в надежде найти жилибертию в известные ботанические сады мира.

С именем Жилибера

Чем больше стекалось к Наталье Канюк информации, тем больше восхищалась она личностью ученого и загоралась желанием найти единомышленников.
...В 70-е годы XVIII века гродненский староста Антоний Тизенгауз пригласил из французского Лиона профессора медицины, анатома и ботаника Жана Эммануэля Жилибера. Выдающийся ученый создал в Гродно медицинскую академию. Старейшие университеты Речи Посполитой — Краковский и Виленский — еще не имели медицинских кафедр, а в Гродно Жилибер уже преподавал хирургию и акушерство местным студентам. При академии существовали госпиталь, анатомический кабинет, зоологический музей, библиотека, а также ботанический сад — самый внушительный на территории Речи Посполитой по своим размерам и по богатству собранных в нем коллекций растений. В свое время этот сад входил в число трех лучших в Европе. Здесь было собрано более 2000 экземпляров растений, в том числе экзотических. Историки свидетельствуют, что сам король Станислав Август Понятовский восхищался чудо-садом. Известно, что Жилибер вместе со своими учениками изучал природу Беларуси и Литвы, собирал гербарий в окрестностях Гродно, Бреста, Белостока, Несвижа, Новогрудка, Вильно. Результатом явился труд Flora lithaunica inchoata, в одном из разделов которого ученый дает описание 95 видов лекарственных растений, приводит сведения о времени их цветения, обсуждает лекарственные свойства трав и применение их в быту.
Историческое здание академии сохранилось до сих пор, здесь размещается военная комендатура, а вот от ботанического сада ничего не осталось. В первой половине XIX века он стал именоваться городским садом. После Великой Отечественной войны бывший ботанический сад назвали городским парком культуры и отдыха.
— Пожилые гродненцы утверждают, что после войны в этом парке еще можно было найти редкие растения, такие, к примеру, как пробковый дуб, но до наших дней, увы, они не дожили. Совсем недавно была разобрана и оранжерея Тизенгауза, в которой я, еще будучи школьницей, проходила с одноклассниками практику, ухаживала за цветами. На ее месте установлены аттракционы. А ведь это уголок нашей истории! — говорит Наталья Канюк.
В ботанических садах Эдинбурга и Сен-Луиса, куда обратилась Наталья, жилибертии не оказалось. Правда, в знак уважения небезразличную к своей истории белоруску пригласили на празднование 150-летнего юбилея ботанического сада в американский город Сен-Луис. Хотя скромная учительская пенсия отправиться в столь дальний путь не позволила, само внимание ее вдохновило на дальнейший поиск. Сейчас женщина с надеждой ждет ответов из других ботанических садов мира. Рассказывает, что очень обрадовалась поддержке Центрального ботанического сада НАН Беларуси. “Мы восхищены вашим патриотическим намерением восстановить в Гродно исторические места, связанные с именем основателя первого ботанического сада в Беларуси ученого Жана Эммануэла Жилибера и готовы принять посильное участие в мероприятиях, посвященных юбилею славного ученого”, — написали из Минска. Что касается жилибертии, ее, к сожалению, в коллекции ботанического сада не оказалось, но Наталью Григорьевну обнадежили, что по международной системе ботанических садов уже организован поиск семян этого растения. И в случае удачной попытки ей обязательно сообщат и помогут в разведении жилибертии.
А Канюк уже вынесла свою идею на суд ученых и общественности, приняв с тематическим докладом участие в научной конференции “Румлевские чтения”, которая проходила в Гродно с участием ведущих ученых-биологов Беларуси. Инициативу ученые мужи одобрили. Идеей, в частности, заинтересовались академик Виктор Парфенов и профессор, доктор биологических наук Анатолий Федорук. Правда, реальность такова, что даже если жилибертия будет найдена, она сможет прижиться только в оранжерее, без которой, собственно, не возродить ботанический сад. А тут уж без поддержки городских властей, финансовых вливаний никак не обойтись. Что касается общественности, идея Натальи Канюк встречена с воодушевлением. На одном из гродненских форумов читаю восторженные отзывы о возрождении исторического наследия города, за которое ратует по-настоящему влюбленная в него историк. Люди так и пишут: “Молодец! Нашелся наконец разумный человек...”
...Мы гуляем с Натальей Григорьевной, уроженкой Гродно, около 40 лет отдавшей профессии историка, по городскому парку отдыха, который носит имя Жилибера. В последние годы здесь появились современные аттракционы, даже музыкальный фонтан. А вот и дань памяти Жану Эммануэлю Жилиберу — бронзовая скульптура ученого. Только о таком ли памятнике мечтал он сам, закладывая с легкой руки гродненского старосты Антония Тизенгауза чудесный ботанический сад?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter