Белорусский гастротуризм просыпается после долгой спячки

В поисках вкуса

Точки роста для гастрономического туризма в Беларуси

В условиях продолжающихся коронавирусных ограничений Беларусь делает ставку на развитие внутреннего туризма — это было отлично видно по содержанию весенней профильной ярмарки «Отдых-2021». Но вот что парадоксально: несмотря на развитие сферы гостеприимства в регионах, на задворках продолжает оставаться такой привлекательный для многих вид путешествий, как гастрономический туризм — яркое и перспективное направление, которое любят наши путешественники за рубежом, но почему-то игнорируют на родине. 

фото алексея столярова

Долгий разгон

Гастрономический туризм для заместителя генерального директора УП «Беларустурист» Елены Паршуто — и любовь, и повод для переживаний: как-никак, пристальному изучению данной темы отдано без малого полтора десятка лет. Для жителей нашей страны даже непродолжительные гастрономические путешествия сулят немало интересных открытий, уверена эксперт:

— В Беларуси шесть историко-этнографических регионов, и если мы с вами поедем путешествовать, то одно и то же блюдо в каждом регионе будет иметь разный вкус. Я всегда привожу пример с клецками: на Витебщине это будут клецки «с душами» — с начинкой, на Полесье готовят клецки двух видов — мучные и картофельные, на Могилевщине и Гомельщине свои разновидности этого блюда. 

фото андрея сазонова

Елена Паршуто постоянно мониторит предложения гастрономических путешествий. По ее словам, единственный полноценный тур такого плана предлагает только дестинация «Муховецкая кумора» в Кобринском районе Брестской области. У них есть различные варианты заездов — от однодневного до четырехдневного пребывания в агроусадьбах с посещением мастер-классов и фермерских хозяйств.

— Я постоянно общаюсь с хозяйками усадеб, спрашиваю, пользуется ли такой отдых спросом, — говорит Елена. — Они ведь реализовывают эти туры не только через компании, но и самостоятельно. Так вот, в доковидный 2019 год на два-три дня не приехал никто — были только мастер-классы и однодневный гастротур.

фото сергея мицевича

ЗОЖ тут ни при чем

Репортажи с региональных праздников и гастрономических фестивалей пестрят снимками, где гостей угощают местными «прысмакамi». Люди охотно пробуют их, благодарят, улыбаются, все довольны. Так почему же турфирмы не могут собрать группы для организованных поездок по таким местам? По мнению Елены Паршуто, причин несколько. Одна из них — отсутствие у соотечественников гастрономического патриотизма. 

Кое-кто охотно хвалит хлебосольную Украину — до недавнего времени люди массово скупали туры, например, во Львов, где путешественники с хорошим аппетитом чувствуют себя как в раю. Но в то же время воротит нос от белорусских гастрономических фестивалей, тематических поездок в агроусадьбы и фермерские хозяйства. 

Лень сниматься с насиженного места ради малых расстояний? Возможно. А может, мы видим массовую приверженность здоровому образу жизни и отказ от калорийных продуктов? Вот это вряд ли.

ФОТО АНДРЕЯ САЗОНОВА

У путешественников есть и другая веская причина не спешить с гастрономическими путешествиями по родной стране, считает директор учреждения культуры и традиций питания «Чистые продукты», координатор движения Slow Food в Беларуси, автор и организатор экогастрономической экспедиции «По Беларуси — со вкусом!» Игорь Данилов:

— Сейчас автобусные туры в соседние Литву, Польшу, Украину, другие страны недоступны в связи с пандемией, но в доковидный период эти путешествия стоили лишь немного дороже некоторых турпоездок внутри Беларуси. Может, фирмам имеет смысл сегодня более активно поработать над формированием программы туров с посещением хотя бы одного-двух объектов гастрономического профиля? Скажем, фермерское хозяйство, хлебозавод, одна-две агроусадьбы. Или гастрофестиваль, производство какого-либо продукта, агроусадьба и мастер-класс.

Эксперт убежден: если грамотно подойти к организации поездок, сегодня за 100—250 рублей можно устроить  шикарное однодневное путешествие для сборных групп с насыщенной и разнообразной гастрономической программой. 

sb.by

Вариант готовности — аl dente

С прошедшей в апреле в Минске ярмарки туруслуг «Отдых-2021», где темы гастротуризма и организации новых маршрутов внутри страны обсуждались очень активно, прошло почти три месяца. Что-то изменилось в лучшую сторону? Отчасти — да, и это, безусловно, радует. Практически каждый второй рекламируемый новый тур предполагает заезд на агроусадьбу со вкусным обедом. А вот одна из компаний за 90 рублей предлагает однодневную экскурсионную автобусную программу с четырьмя (!) дегустациями знаменитых блюд белорусской кухни, причем маршрут весьма популярный: Минск — Несвиж — Клецк — Полесье (проездом) — Пинск — Минск. Или — полдня в агроусадьбе в рамках двухдневного тура: обещают обед исключительно из натуральных продуктов и приготовленные при гостях драники величиной со сковородку. Весьма аппетитно название еще одной экскурсии — «Французский вкус белорусской глубинки».

ФОТО АНДРЕЯ САЗОНОВА

Не обманули профессионалы сферы путешествий: гастрономический туризм в Беларуси, похоже, действительно оживает. Важно теперь не останавливаться на достигнутом. В этой связи нужна консолидация и мелкого бизнеса, и крупных продовольственных предприятий: увы, многие до сих пор считают, что не могут быть партнерами — только конкурентами. Это не так. Если грамотно распределить участие в том или ином турпродукте, выгодно будет всем сторонам.
Раскрутке гастротуризма помогло бы создание ассоциации, объединяющей фермерские хозяйства, агроусадьбы, турбизнес, просто неравнодушных людей, поскольку сегодня многие объекты попросту варятся в собственном соку, считают профессионалы турбизнеса. Нужны также грамотные маркетологи, продвигающие товары и услуги.
­МНЕНИЕ

Надежда Суслова, журналист почти с 40-летним опытом освещения темы туризма:

— Организация многих гастрономических фестивалей далека от совершенства. Возьмем, например, «Вишневый фестиваль» в Глубоком: за всю его историю не раз бывало, что событие есть, люди приехали, а самой вишни нет — закончилась! А еще раздражает на таких мероприятиях организация торговли — порой это не праздничные торговые ряды, а китайская барахолка. На мой взгляд, подобную практику надо запретить.

ФОТО АЛЕКСЕЯ СТОЛЯРОВА

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter