Беларусь готова помочь России с продовольствием. Но по всем ли позициям?

В поисках утраченных позиций

Любимая сентенция последнего времени, которую пытаются внушить нам чиновники: жить нужно по средствам...
Любимая сентенция последнего времени, которую пытаются внушить нам чиновники: жить нужно по средствам. Непременно и обязательно. Чтобы экономика развивалась стабильно, продавать за рубеж продукции необходимо больше, чем покупаем там сырья и готовых товаров. Тогда можно будет говорить с гордостью о том, что страна зарабатывает. Судя по последней статистике, с «заработками» дела идут не так хорошо, как хотелось бы. Тем не менее специалисты находят массу поводов для оптимизма. По крайней мере, некоторые проигрыши мы начали отыгрывать.

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами страны за январь — июль 2014 года составило $ 1,37 млрд. Цифра немаленькая. Но есть и другой аспект — сокращение показателя, и достаточно оперативное. С начала года общий торговый баланс (и товары, и услуги) составил $ 600 млн. со знаком плюс, а за двенадцать месяцев мы отыграли 750 млн. Начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики Роман Бродов убежден: ключевая особенность нынешнего года в том, что впервые за долгое время экспорт белорусских товаров опережает импорт по темпам. То есть цены на наши товары на внешних рынках из-за неудачной конъюнктуры падают, но, увеличив объемы продаж в физическом выражении, мы все равно сокращаем отставание. В среднем в месяц продаем продукции за рубеж на $ 3,6 млрд. 


— Разрыв между физическими объемами экспорта и импорта составляет 5,7 %. Эти диспропорции показывают, что сама экономика, если убрать конъюнктурные и даже где-то спекулятивные моменты, в целом заряжена на достижение балансов торговли, — выразил уверенность эксперт.


Плюсики можно поставить и в вопросах работы валютного рынка (чистый приток валюты от торговли товарами и услугами составил $ 1,7 млрд.), а также в увеличении доли отгрузок на экспорт в объеме произведенной продукции. На протяжении последних 3 — 4 месяцев она составляет около 60 %. В начале года только предприятия экспортировали половину выпуска своей продукции. Но не означает ли это, что, начав хорошо продавать, мы вдруг оголим наши внутренние прилавки? 


— Почему-то считается, что в связи с санкциями Евросоюза в адрес России и ответным продовольственным эмбарго вдруг наши предприятия чрезмерно увлекутся экспортом и оставят местного покупателя ни с чем. Мы постоянно держим этот вопрос на контроле, и данные по товарным балансам пока говорят об обратном. В стране сформированы ресурсы, которые заметно превышают потребности внутреннего рынка, — приводит доводы Роман Бродов. 


Недавно Евросоюз оценил свои потери от российского продовольственного эмбарго. Они составят около $ 5 млрд. В Минэкономики и не скрывают: проблемы соседей в целом благоприятно скажутся на экспортных возможностях белорусских производителей. Но говорить о том, что мы выжмем из ситуации максимум, тоже не приходится. Ведь озвученная сумма только в деньгах выглядит солидной, но если ее разложить по составляющим, выяснится, что европейский продовольственный импорт в Россию слишком уж диверсифицирован и по многим позициям мы подставить плечо просто не сможем. Не производятся у нас ни фуа-гра, ни окорока-хамоны, ни плесневые сыры в необходимых объемах. Но, с другой стороны, только за счет основных позиций сельхозэкспорта наши компании могут дополнительно выручить не менее $ 300 млн.


В начале года, когда разговоры заходили о поставках белорусских товаров, многие эксперты пророчили реальное сокращение продаж по причине выпадения из обоймы весьма солидного рынка — украинского. Но этого так и не произошло. Несмотря на серьезные проблемы в своей экономике, соседи покупать наши товары меньше почти не стали. Более того, парадокс: судя по цифрам, белорусский экспорт, направляемый в Украину, снизился в объемах даже меньше, чем тот, который едет в Россию. 


— Дело в том, что, даже несмотря на интеграционное движение Украины в Европу, их рынок не способен быстро адаптироваться к новым товарам. Европейские товары — они ведь другой ценовой категории. Давно уже никто просто так не торгует по принципу «привез и продал», необходимо наличие разветвленной торговой сети, сервисных центров. Поэтому спрос на белорусские товары в ближайшем будущем точно сохранится, — пообещал Роман Бродов.


Эксперт отвергает перспективу угрозы закрытия соседского рынка и в том случае, если Украина подпишет соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Собственно говоря, это явление из категории «плавали — знаем». После вступления в 2008 году Украины в ВТО и существенной корректировки таможенных тарифов тоже много говорилось о том, что соседский рынок для нас потерян. Но с тех пор объемы взаимной торговли только росли. Видимо, меры таможенной защиты — это не тот инструмент, который определяет рынки. 


По итогам года в Минэкономики прогнозируют некоторое ухудшение торгового баланса. Но так происходит из года в год. Многие предприятия стремятся завершить до боя курантов крупные инвестиционные проекты, и закупки импортных товаров и ресурсов увеличиваются. Но, с другой стороны, к этому времени вырастет и экспорт. В ведомстве рассчитывают, что к концу года показатель  превысит прошлогодний.



benko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter