В поисках утраченного

Поэт Алесь Письменков, умевший читать топонимику родного края, лет пятнадцать назад написал: «...А вось Крычаў абвясцiлi, / Давай глытнём ягоны дым».
Поэт Алесь Письменков, умевший читать топонимику родного края, лет пятнадцать назад написал: «...А вось Крычаў абвясцiлi, / Давай глытнём ягоны дым».

Нет уже Алеся. И не спросишь у поэта, родом из костюковичских Белынковичей, почему особенно в Кричеве «дым Отечества нам сладок и приятен»? Как нет и другого яркого кричевского экскурсовода, готового в любое столетие на берег Сожа пригласить, музейщика Божьей милостью Михаила Федоровича Мельникова.

Нет неравнодушного к истории Могилевщины Ивана Гавриловича Чигринова. Тот же Алесь Письменков так о его страсти отзывался: «У сваёй маладосцi Iван Гаўрылавiч пехатою абыйшоў увесь наш край i багата чаго ведаў з яго гiсторыi. Яго аповеды часам нагадвалi жывыя iмправiзацыi на пэўную тэму з выхадам на канкрэтныя гiстарычныя асобы. Я ведаў, што ў Горках мяне чакае невядомы аўтар «Тараса на Парнасе», у Слаўгарадзе — Пётр I i Карл ХII, у Крычаве — Васiль Вашчыла i Геранiм Радзiвiл...»

Опоздав встретиться в Кричеве с такими именитыми экскурсоводами, пытаюсь вступить в неравную игру со временем. Знаю: перехитрить его никак не удастся. Но, заглянув на берег Сожа, наивно думаю, а неужто не повстречаю здесь личностей и персонажей, сотворивших из местечка Город с большой буквы? И если даже не сложится наш с именитыми кричевцами диалог, то, может быть, успею отправить в далекое далеко из века нынешнего хотя бы по одной эсэмэске каждому? К примеру, «восточному тирану» князю Потемкину, которому Екатерина II подарила Кричевское староство с десятью тысячами душ аккурат после первого раздела Речи Посполитой. Спросил бы я у светлейшего о Кричевской судоверфи, на территории которой размещалось даже отделение Херсонского адмиралтейства. Лично мне этот исторический факт душу согревает всей черноморской теплотой. Сож в те времена, взяв Днепр в помощники, сплавлял в Херсон и Кременчуг мачтовый и строительный лес. В 1786 году на потемкинской судоверфи и 13 яхт построили. Вместе с другими судами их готовили для путешествия императрицы в Новороссию. Но почему так быстро флот ушел, оставив в Кричеве к началу XIX века лишь только мануфактуру по производству парусов?

В Кричеве можно потревожить и память Карла ХII, отступавшего через Сож после Полтавской битвы. Как и Петров луг. Названо так место по стоянке войска Петра Великого, желавшего воспрепятствовать движению неприятельских сил еще в 1708 году — до Полтавы.

Думая, что легче общаться со временами более близкими, вспоминаю судьбу еще одного кричевца (родился в селе Вородьково) генерала армии и дважды Героя Советского Союза Иосифа Ираклиевича Гусаковского. К нему вопрос несколько риторический: «Как селянские дети становятся военачальниками?» Его имя сегодня носит одна из городских улиц. На груди рядом с двумя звездами — иконостас в дюжину боевых орденов. Думаю, что ответ Иосифу Ираклиевичу помог бы искать, будь он сегодня жив, и другой кричевский военачальник генерал–полковник Федор Иванович Добыш. В Китае в 1937–м он командовал авиаотрядом бомбардировщиков, в послевоенные годы — командарм 50–й ракетной. Добыш судьбой своей и сегодня может учить и воспитывать. Как, впрочем, и генерал–лейтенант Михаил Федорович Попель (родился в кричевских Сокольничах)...

Кричев — он еще и симоновский. Маршрут первой фронтовой командировки в июне — июле 1941-го так у Константина Симонова сложился: Юхнов — Кричев — Могилев. И когда семья ехала на Могилевщину, чтобы развеять на Буйничском поле прах поэта, был заезд и в Кричев, все к тому же краеведу–знатоку Михаилу Федоровичу Мельникову... Так, может быть, среди других улиц — Зеленой и Коммунистической, Артиллерийской и Подгорной, Бирюзова и Комсомольской, — шоссе Московского и Мстиславского появится улица Константина Симонова?

Поводов для названия будет еще немало, жилье строится, город с его современными предприятиями не стоит на месте. Юбилеи в честь Победы праздновать в Беларуси будут еще долго...

А заглянув в Кричевский музей, побеседовав с директором Натальей Морозовой — старшей дочерью Михаила Мельникова, — понимаешь, что город на Соже обречен быть великой памяткой не только Могилевщины, а и всей земли белорусской.

Расставаясь с Кричевом, снова вспомним поэтический кричевский полустанок, запечатленный во времени Алесем Письменковым: «Давай былыя ўспомнiм былi, / Давай хвiлiнку пастаiм.../ Тут Сож цячэ, як пры Вашчыле/ i, можа, журыцца па iм».


Лица старых улиц

Их можно увидеть в редакции «СБ»

Это поистине уникальная галерея. Гости «СБ» могут полюбоваться видами Минска и других белорусских городов и местечек, запечатленных фотографами 100 и больше лет назад и заботливо сохраненными другом нашей газеты, известным филокартистом Владимиром Лиходедовым. Идею создания галереи «СБ» подсказал огромный читательский резонанс, вызванный нашим проектом «В поисках утраченного». Сотрудники редакции заметили, насколько уютнее стало в редакционном коридоре с появлением на стенах фоторепродукций. Надеемся, что читатели «СБ» также оценят эту идею. Заходите в гости!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter