В поисках утраченного

Пенсионер из Бреста даже не предполагал, что больше двух лет назад стал льготником. Однако вернуть переплаченные деньги за техобслуживание дома пока не может В двухкомнатной квартире Николай Степанович Доморад живет один. И платит за техническое обслуживание жилища на общих основаниях: за 20 кв. метров общей площади на одного проживающего плюс 10 на семью — по установленной ставке 296 рублей за “квадрат”, за остальные — 645 рублей за “квадрат” по себестоимости. Вернее, платил до недавнего времени...

Однажды зазвонил телефон


В нынешнем феврале, перебирая список одиноко проживающих пенсионеров, бухгалтер брестского ЖЭС №12 позвонила Николаю Степановичу и поинтересовалась, работает ли он. Тот сообщил, что с июня 2006 года, достигнув пенсионного возраста, с работы уволился. Так и выяснилось, что все это время человек переплачивал за “лишнюю” площадь. Ведь в соответствии с Инструкцией №13 о порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Министерства ЖКХ, одинокие неработающие пенсионеры имеют право на льготу. Техобслуживание всей жилплощади оплачивается ими по общему тарифу.
Нисколько не сомневаясь, что переплаченная сумма без проблем вернется обратно в его личный бюджет, Николай Степанович отправился в коммунальную службу. Однако там ему отказали. Не порадовал и ответ генерального директора Брестского го-родского жилищно-коммунального хозяйства, в котором черным по белому значилось: в соответствии с пунктом 55 Инструкции о порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг “предоставление льгот производится с момента обращения потребителя в подрядную организацию и представления документов, подтверждающих его право на льготы”. И коль скоро пенсионер обратился в ЖЭС в феврале 2009 года, то с февраля и начнут считать ему техобслуживание по действующей ставке — 296 рублей в месяц за квадратный метр.
Почти ничего нового не сообщили ходоку и в областном управлении ЖКХ: “Учитывая, что за 2008 год закрыт баланс деятельности предприятия и сданы все статистические отчеты, к тому же отсутствуют формальные основания для проведения перерасчета, то перерасчет за 2008 год провести не представляется возможным. БОУП “Управление ЖКХ” поручено КУП “ЖРЭУ г. Бреста” произвести вам перерасчет платы за техническое обслуживание квартиры с 01.01.2009 г.”.


Когда в инстанциях согласья нет...


Сегодня пенсионер ждет вердикта ответственных лиц облисполкома и готов отстаивать свое понятие о справедливости и дальше. Дело даже не в сумме, хотя и она не маленькая (270 тысяч рублей), а в принципе, говорит военный пенсионер Николай Доморад, за годы службы в вооруженных силах хорошо усвоивший такие категории, как дисциплина, исполнительность и ответственность.
— Я уже привык к тому, что существовавшие некогда льготы отменены, поэтому даже не предполагал, что какая-либо мне еще полагается, вот и не обращался в ЖЭС, — рассказал пенсионер. — Да и скажите, разве это реально — уследить сегодня за всеми изменениями в нашем законодательстве? Кто как не работники ЖЭСов должны информировать жильцов! После того как я поднял свой вопрос, на жировках и стенде у подъезда среди рекламных заставок некоторая полезная информация появилась. Только и она изложена, на мой обывательский взгляд, не совсем доходчиво.
— Сообщения обо всех новшествах, которые появляются в законодательстве, мы помещаем на стендах, печатаем в жировках, как того и требует Закон “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг”, — рассказал о просветительской работе среди населения начальник жилищного ремонтно-эксплуатационного управления Бреста Павел Заграй. — Понятно, информация появляется не на каждой жировке, но когда человек захочет, он ее найдет. Конечно, может и пропустить, не заметить. Поэтому я убежден, что льгота должна найти человека автоматически и предоставляться с того момента, как только возникает право на нее, а не тогда, когда за ней обратятся. Да, у нас в базе есть данные о пенсионерах, инвалидах, других категориях граждан, которым могут предоставляться те или иные льготы. Единственное, мы не знаем, работает ли на данное время человек: эту информацию он должен предоставлять нам самостоятельно.


Выход рядом


Получается, действуют коммунальники в строгом соответствии с законом. Сегодня, правда, и сами задумались над тем, отчего же случился прецедент и как не допустить подобного в дальнейшем. Варианты, считает Павел Заграй, могут быть — с внесением некоторых изменений в законодательство:
— Сегодня самая полная база данных на пенсионеров существует в социальной службе. Если бы такая информация поступала к нам, в расчетно-кассовом центре легко и просто можно было бы безотлагательно применить льготу по назначению. В этом, кстати, могла бы быть заинтересована и сама социальная служба, ведь здесь просматривается конкретная социальная поддержка пенсионеров. Но тогда надо исключить пункт из инструкции о порядке оплаты услуг, который предписывает предоставление льгот с момента обращения потребителя.
Такое четкое взаимодействие, к слову, сложилось у коммунальников с органами загса: ежемесячно в ЖРЭУ поступает информация об умерших, которые тут же исключаются из списков о начислении платы за жилье.

Что говорит закон?


Пункт 9 Закона “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг” обязывает исполнителя (в данном случае ЖЭС) довести до сведения жильцов информацию о “категориях потребителей, имеющих право на льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг”. Так что все основания у специалистов для того, чтобы помочь нашему герою вернуть себе переплаченные деньги, есть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter