В поисках утраченного

Впервые в летописях Бобруйск упоминается в конце XIV века...

Впервые в летописях Бобруйск упоминается в конце XIV века. Но люди здесь поселились намного раньше. Ученые говорят, что еще в V — VI веках на месте нынешнего промышленного центра существовал небольшой городок балтов с деревянной стеной и укреплениями. А в одной из древнерусских летописей есть сведения, что во времена великого киевского князя Владимира Мономаха на месте нынешнего Бобруйска существовала «весь» — т.е. деревня. Ее жители занимались рыбной ловлей и бобровым промыслом — по берегам Березины и впадающей в нее Бобруйки располагались промышленные общины «бобровников» и рыбаков.


Как видим, для предков нынешних бобруйчан река стала источником жизни: Березина в стародавние времена выглядела гораздо шире и полноводнее, чем сейчас. Главным делом местных жителей была охота на бобров: шкурки этих животных ценились весьма высоко. Не случайно ведь их скупали купцы из Бреста, а потом вывозили в Европу. Бобровый мех с берегов Березины шел и на пошив шапок русским боярам.


В XVII веке Бобруйск, обнесенный стеной, вытянулся вдоль реки. Застройка формировалась достаточно хаотично. Наиболее густо строения лепились на берегу. Здесь возникло несколько улочек с деревянными и каменными домами. Историки говорят, что в те времена «два больших и заметных дома высились вблизи речного порта справа. Со стороны реки, возле самого порта, стояло каменное сооружение в виде башни. А чуть выше (но тоже на берегу) находился небольшой дворец».


Бобруйский порт, своего рода достопримечательность, по тем временам считался достаточно крупным и являлся средоточием деловой жизни. Здесь принимали большие торговые суда, отсюда сплавлялся лес. Лесной промысел, кстати, тоже существовал в Бобруйске столетиями. Так, 22 января 1796 года было подписано императорское Высочайшее утверждение доклада Сената о гербах городов Минской губернии. О гербе Бобруйска там сказано: «В сем округе находится довольно для мачт годных деревьев, и промысел оный составляет немалую часть пользы тамошних жителей, которые сплавляют их по реке Березине для отправления к Рижскому порту, куда такие же деревья привождаются из Брянска и других мест; в сходство сему изображается на средине серебряного поля мачта, и к ней приставленные для мачты два дерева крестообразно».


Новая история Бобруйска и особенно районов, прилегающих к Березине, началась в 1811 году — после того как по указу императора Александра I приступили к строительству крепости, считавшейся впоследствии самой сильной и неприступной цитаделью на просторах всей Российской империи. Конечно, можно восхищаться твердыней, не сдавшейся под натиском врага во время войны 1812 года. Но чтобы возвести мощные стены, предварительно требовалось очистить место вдоль Березины. Солдаты под руководством своих командиров снесли каменные и деревянные жилые дома, католические и православные церкви, мельницу на реке Бобруйке, часовню, монастырь, один большой и два меньших дворца, средневековую крепость и крепостные сооружения, здание ратуши, торговые лавки и торговые ряды, балаганы, гостиницу. Старый Бобруйск был фактически стерт с лица земли...


Во второй половине XIX века ведущее место в экономике города занимала торговля. Одних торговых лавок насчитывалось больше 170. Местные ремесленники представляли свои изделия на трех ежегодных ярмарках в Бобруйске, куда съезжались купцы из России, Украины, Прибалтики, некоторых стран Западной Европы. Такая активность диктовалась тем, что через Бобруйск проходила важнейшая транспортная артерия — Березина.


В 1805 году завершилось строительство Березинской системы каналов, соединивших бассейны Днепра и Западной Двины, и груженные лесом байдаки — небольшие парусные суда метров по 50 длиной — стали выходить даже к Балтийскому морю. По реке их обычно тянули бурлаки. С появлением пароходов жизнь на Березине оживилась, строились новые пристани, укрупнялись старые. В 1855 году бобруйская пристань получила название «главной» и стала местом пребывания 9–й Днепро–Березинской дистанции. Покрытый лесами уезд принадлежал к числу малоплодородных и нуждался в постоянной подвозке хлеба и многих других товаров. К пристаням Бобруйской дистанции ежегодно доставлялось огромное количество разных грузов. Соли, например, — 71.362 пуда в год, овса — 60.355 пудов. О повышенном спросе на муку свидетельствует тот факт, что разгружали ее ежегодно более чем по 53 тысячи тонн. Всего же в Бобруйск по воде доставлялось в год свыше 150 тысяч пудов хлеба. А вот на фасоль и бобы, похоже, спрос был невелик — их привозилось речным путем меньше 400 пудов в год. Бобруйск стал и перевалочной базой. Так, в 1855 году с различных судов здесь разгрузили 10 тысяч пудов льняного семени для дальнейшей отправки в местечко Столбцы.


Немало грузов уходило от бобруйской пристани в дальние края — в первую очередь продукция лесопереработки. А еще местные торговцы отгружали по воде водку, стекло, булыжный камень, гашеную известь, мед, воск. По установленным в городе с конца XIX века законам налог на строительство домов в районе реки не взимался, и здесь как грибы росли добротные деревянные здания.


Конец XIX — начало XX века — период бурного развития промышленности Бобруйска. Основное место занимала деревообработка. В 1911 году в городе насчитывалось 11 предприятий такого рода. Некоторые из лесопилок стояли непосредственно на берегу реки, что было очень удобно для дальнейшего сплава. Бобруйская древесина поставлялась в основном в районы горнодобывающей промышленности и в степные губернии царской России.


Во время Великой Отечественной немцы полностью уничтожили пристань — на ее месте остался пустырь с ветхим зданием некогда пассажирского вокзала. В нем и разместилось в 1945 году управление пристани. Чуть позже рядом появились склады, места для разгрузки пароходов и вагонов. И жизнь снова закипела.


Бобруйская пристань просуществовала до 1970 года. Потом она получила статус порта, который вместе с Днепро–Березинским предприятием относился к Министерству транспорта и коммуникаций. В те годы порт играл заметную роль в жизни и экономике города — тогда в некоторые деревни проще было добраться по реке, чем автобусом. Водные экскурсии школьников считались обычным делом. Бобруйчане могли прокатиться на теплоходе в выходной день, заказать его, чтобы провести пикник на природе. В районе пляжа теплоходы перевозили отдыхающих на противоположный берег. Катера–буксиры постоянно курсировали по реке с баржами, груженными рудой, камнем, щебнем. Однако перевозка грузов резко сократилась после распада СССР: водный транспорт стал нерентабельным...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter