В поисках утраченного

Иногда кажется, что прическа — это и есть лицо эпохи...

Иногда кажется, что прическа — это и есть лицо эпохи. Потому что само лицо как таковое — глаза, нос, лоб и т.д. — обычно выглядит весьма схематично. И именно по прическе мы с ходу определяем, человек какого века, статуса и какой географии перед нами. Произносим: Древний Египет — и мысленно представляем геометрически выверенную стрижку брюнетки Клеопатры, одной из главных законодательниц мод в человеческой цивилизации. Вряд ли сегодня найдется кто–то, кому не знаком ее канонический облик: прямые волосы, густая челка во всю ширину лба, строгие линии стрижки... Кстати, выполнить ее было не таким уж и простым делом. Для подобных манипуляций требовался специально обученный человек, ведь волосы стриглись по заданной схеме, окрашивались хной, украшались различными декоративными штучками. Уже тогда умели изготавливать и парики.


Древняя Греция тоже отличалась особым силуэтом причесок своих красавиц. Модным цветом считался белокурый. Гречанки носили длинные волосы и укладывали их в так называемый греческий узел — коримбос: волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами или мелкими локонами и довольно низко спускали на лоб, далее вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в конусообразный пучок, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали на них изящное украшение — стефану.


Многообразны и сложны прически римских патрицианок. Но истинно римскими считались высокие укладки из локонов, закрепленных на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся надо лбом и по форме напоминал кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, закреплялись на затылке в виде корзиночки. Модными, как и у гречанок, считались белокурые и русые волосы.


В период раннего Средневековья девушки носили длинные косы либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором: наступил период, когда дама практически все время волосы прятала. Тогда главным показателем красоты считалась длинная шея, для чего волосы надо лбом и затылком даже подбривали. Именно в Средневековье стал образовываться и цех цирюльников, умевших и брить, и стричь, и зуб вырвать, и пиявку поставить. Чего они никогда не делали, так это не красили волосы своих клиенток в рыжий цвет, считавшийся «проклятьем дьявола». На костер кому же хочется?!


В эпоху Возрождения особенно красивыми у женщин считались золотистые волосы и высокий лоб. Прически выполнялись очень сложные и изысканные, но девушки иногда по–прежнему носили распущенные волосы.


Далее конструкции прически усложнялись и усложнялись — теперь остается только удивляться и сочувствовать модницам тех эпох: как же они, бедные, терпели на голове такое безобразие. Волосы взбивали тупеем, при необходимости добавляли фальшивые пряди. Для создания прически использовали различные приспособления: проволочный каркас, ленты, обручи. На голове возводились башни, плыли по волнам корабли, насыпались горы цветов... Неудивительно, что в дальнейшем натуральные волосы вытеснил парик, свисающий на плечи и спину густыми прядями, — с ним хоть легче было обращаться.


Французская революция, как и положено, революционизировала все стороны жизни общества — в том числе моду на прически. Сложность прически канула в Лету вместе с головой Марии Антуанетты. Но парикмахерское искусство не погибло. Наоборот, расцвело. И главным плодом такого расцвета стало изобретение французским парикмахером Марселем щипцов для горячей завивки в 1881 году.


А дальше свой революционный вклад в парикмахерское дело внесла Германия, где в 1904 году впервые в мире сделали «долгоиграющую» завивку — так называемый перманент. Его изобрел немец Шарль Несте. Перманент быстро распространился по всей Европе, делали его и в лучших парикмахерских Минска и губернских городов. Например, в известной парикмахерской В.И.Терлецкого, размещавшейся в центре Минска на самом бойком месте — на Соборной площади, в доме под номером 8, который принадлежал некоей Новицкой. Рядом принимали клиентов мастера в дамском и мужском залах фешенебельной гостиницы «Европа». Сервис там предлагался вполне европейский.


Исторически славянские женщины носили длинные волосы и заплетали их в косы. Найденные на раскопках гребни — среди самых распространенных отечественных археологических артефактов. Материалом служили дерево, рог, кость, металл. Но косы косами, а мода модой. А потому большим спросом у состоятельных дам пользовались услуги европейских куаферов. Любопытно, что после войны 1812 года немало французских пленных сменило потрепанные военные мундиры на щеголеватое платье цирюльников. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. Но парикмахерским делом в Российской империи занимались и крепостные «тупейные художники», которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.


Уже в XVIII веке существовали журналы мод, из которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение»... Вообще, цирюлен в городах было немного, и цирюльники бродяжничали, нося с собой свой инструмент. Они ходили по базарам, дворам и квартирам, выискивая клиентов. На шее у них болтался деревянный стул, на который сразу же, на улице, усаживали клиентов. Появление цирюльника всегда становилось событием. Вокруг немедленно собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их забавные рекламные присказки: «Бреем, стрижем бобриком–ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем...» — ну и так далее. У приличных цирюльников инструмент был весьма замысловатый: ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, парфюмерия в темных флаконах... Цирюльничье дело стало умирать в 90–е годы XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское, т.е. уже услуги отнюдь не кустарного уровня.


В крупных городах парикмахерские чаще принадлежали иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств. На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого. Пользоваться услугами таких салонов могли только люди состоятельные. Собственных парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами. Дамские мастера — французы — часто отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев.


После 1917 года в моду вошли короткие дамские стрижки — снова революция и история причесок оказались тесно связанными. Только в отличие от декадентских стилей Европы и Америки наш вариант назывался пролетарским и главным украшением такой стрижки была сначала красная косынка комиссара, а потом скромный, но кокетливый беретик комсомолки, студентки и спортсменки. Начиная с 1920 года короткие стрижки видоизменились. С появлением кинематографа на моду большое влияние стали оказывать звезды кино. Европейские женщины хотели выглядеть, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих. В СССР перенимали образы своих кумиров — Любови Орловой, Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной. Быть красивой — это ведь извечное стремление женщины. А значит, у куафера всегда будет работа, и без куска хлеба он не останется даже в самый жестокий кризис.


Подготовила Алина КОЛЕСНИКОВА.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter