В поисках утраченного
10.12.2010
Изначально создать фабрику для «деланья писчей бумаги» задумал владелец гомельского имения генерал–фельдмаршал И.Ф.Паскевич еще в 1849 году. Но тогда дальше идеи дело не пошло. Замысел реализовал наследник Ивана Федоровича — царский генерал–адъютант Федор Иванович Паскевич. В 1870 году он осуществил, говоря сегодняшним языком, превосходный инвестиционный проект: пригласил в село Добруш иностранных и российских специалистов и предпринимателей для организации нового большого производства. По словам современников, это предприятие к концу XIX века смело могло быть поставлено в один ряд с самыми первоклассными фабриками и заводами не только России, но и Западной Европы — благодаря разнообразию выпускаемых изделий, масштабности, количеству рабочих и, наконец, техническому устройству.
На предприятии выпускалась бумага самых разных сортов: почтовая, писчая, альбомная, мундштучная, чайная, спичечная, оберточная... Даже «Опыт описания Могилевской губернии» Дембовецкого отпечатан именно на добрушской бумаге, купленной по 3 рубля 8 копеек за стопу.
Объемы производства на фабрике постоянно увеличивались, о чем свидетельствуют сухие цифры статистики. В 1875 году произведено 36.662 пуда разных сортов бумаги. В 1877–м — 44.617 пудов. А к середине 80–х годов XIX столетия на предприятии ежесуточно выпускалось от 300 до 350 пудов бумаги.
Понятно, что все это было бы невозможно без механизации производства, с чем у предприятия проблем не возникало. Все механизмы и аппараты приводились в действие силой воды и пара. На фабрике применялись четыре паровые машины и семь паровых котлов. Еще использовалась энергия реки Ипуть. Что характерно, все оборудование импортировалось. До 1879 года на фабрику его ввезли на общую сумму свыше 240 тысяч рублей. И потом каждый год производилась закупка новых машин. За последующие пять лет на эти цели потратили порядка 50
Управление фабрикой находилось в руках специально назначенного директора–распорядителя из химиков–технологов. При нем состоял помощник — технолог. А еще в тогдашнее «заводоуправление» входили два мастера — техник и механик — и специалист, отвечающий за установку и ремонт машин. Бумагоделательную, сортировальную и линовочную машины также обслуживали высококвалифицированные мастера. Остальных рабочих на предприятие набирали из крестьян соседних уездов — «обоего пола и разных возрастов». Как правило, смена продолжалась 10 часов. За день работники получали от 40 копеек до 1 рубля 20 копеек на руки. Существовал на фабрике и своеобразный социальный пакет: рабочим бесплатно предоставлялись медикаменты и рекомендации доктора. При необходимости фельдшер также бесплатно ухаживал за больными.
Фабрика располагалась в относительной близости от железной дороги — всего в 15 верстах, что позволяло наладить весьма обширный сбыт продукции: в Москву, Тифлис, Ростов–на–Дону, Керчь, Одессу, Харьков, Кишинев, Киев, Бердичев, Брест, Варшаву, Вильно, Минск, Могилев, Гомель...
По выгодности производства добрушская фабрика не имела равных в Могилевской губернии. К получению наибольшей прибыли владельцы шли двумя путями. С одной стороны, поднимали цены на свою продукцию. С другой — снижали издержки производства. Причем, что любопытно, как правило, снижение себестоимости одновременно приводило к повышению качества выпускаемой продукции. Что позволяло вновь повышать цены!
Школа для детей фабричных рабочих существовала при Добрушской писчебумажной фабрике с 70–х годов ХIХ века и занимала первое место по количеству учеников среди школ писчебумажных фабрик России.
23 января 1919 года новая власть национализировала бумажную фабрику князя Паскевича в Добруше. В 20–е годы XX столетия, постепенно восставая из разрухи, предприятие стало наращивать производство. После Великой Отечественной фабрика вновь оказалась в развалинах. Лишь в 1953 году на ней удалось достичь довоенного уровня производства. В 50 — 70–е годы прошлого столетия на предприятии прошла техническая модернизация, построили картонный цех. А уже к 1970 году каждый седьмой школьник Советского Союза писал в тетради производства Добрушской бумажной фабрики.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.