В поисках утраченного

Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» имеет богатейшую историю...

Когда еще учился в школе, писал исключительно в тетрадках Добрушской бумажной фабрики «Герой труда». Не подозревая при этом, что пользуюсь продукцией крупнейшего производителя, имеющего богатейшую историю.


Изначально создать фабрику для «деланья писчей бумаги» задумал владелец гомельского имения генерал–фельдмаршал И.Ф.Паскевич еще в 1849 году. Но тогда дальше идеи дело не пошло. Замысел реализовал наследник Ивана Федоровича — царский генерал–адъютант Федор Иванович Паскевич. В 1870 году он осуществил, говоря сегодняшним языком, превосходный инвестиционный проект: пригласил в село Добруш иностранных и российских специалистов и предпринимателей для организации нового большого производства. По словам современников, это предприятие к концу XIX века смело могло быть поставлено в один ряд с самыми первоклассными фабриками и заводами не только России, но и Западной Европы — благодаря разнообразию выпускаемых изделий, масштабности, количеству рабочих и, наконец, техническому устройству.


На предприятии выпускалась бумага самых разных сортов: почтовая, писчая, альбомная, мундштучная, чайная, спичечная, оберточная... Даже «Опыт описания Могилевской губернии» Дембовецкого отпечатан именно на добрушской бумаге, купленной по 3 рубля 8 копеек за стопу.


Объемы производства на фабрике постоянно увеличивались, о чем свидетельствуют сухие цифры статистики. В 1875 году произведено 36.662 пуда разных сортов бумаги. В 1877–м — 44.617 пудов. А к середине 80–х годов XIX столетия на предприятии ежесуточно выпускалось от 300 до 350 пудов бумаги.


Понятно, что все это было бы невозможно без механизации производства, с чем у предприятия проблем не возникало. Все механизмы и аппараты приводились в действие силой воды и пара. На фабрике применялись четыре паровые машины и семь паровых котлов. Еще использовалась энергия реки Ипуть. Что характерно, все оборудование импортировалось. До 1879 года на фабрику его ввезли на общую сумму свыше 240 тысяч рублей. И потом каждый год производилась закупка новых машин. За последующие пять лет на эти цели потратили порядка 50 тысяч рублей. А вот топливо использовали на фабрике исключительно местное — древесину. Обогревались цехи и другие производственные помещения посредством пара от паровых машин. С 1879 года территория освещалась газом, добываемым из так называемых нефтяных остатков. Для выработки газа при фабрике соорудили специальный завод, обустройство которого обошлось почти в девять с половиной тысяч рублей.


Управление фабрикой находилось в руках специально назначенного директора–распорядителя из химиков–технологов. При нем состоял помощник — технолог. А еще в тогдашнее «заводоуправление» входили два мастера — техник и механик — и специалист, отвечающий за установку и ремонт машин. Бумагоделательную, сортировальную и линовочную машины также обслуживали высококвалифицированные мастера. Остальных рабочих на предприятие набирали из крестьян соседних уездов — «обоего пола и разных возрастов». Как правило, смена продолжалась 10 часов. За день работники получали от 40 копеек до 1 рубля 20 копеек на руки. Существовал на фабрике и своеобразный социальный пакет: рабочим бесплатно предоставлялись медикаменты и рекомендации доктора. При необходимости фельдшер также бесплатно ухаживал за больными.


Фабрика располагалась в относительной близости от железной дороги — всего в 15 верстах, что позволяло наладить весьма обширный сбыт продукции: в Москву, Тифлис, Ростов–на–Дону, Керчь, Одессу, Харьков, Кишинев, Киев, Бердичев, Брест, Варшаву, Вильно, Минск, Могилев, Гомель...


По выгодности производства добрушская фабрика не имела равных в Могилевской губернии. К получению наибольшей прибыли владельцы шли двумя путями. С одной стороны, поднимали цены на свою продукцию. С другой — снижали издержки производства. Причем, что любопытно, как правило, снижение себестоимости одновременно приводило к повышению качества выпускаемой продукции. Что позволяло вновь повышать цены!


В 1882 году на фабрике открыли первую в Белоруссии лабораторию, в 1889–м — первую электростанцию, провели электричество, телефон, телеграф. Для Добруша бумагоделательная фабрика стала, как теперь говорят, градообразующим предприятием, вокруг которого появилась социальная инфраструктура: больница, аптека, пожарное депо и оптовый склад продуктов. При фабрике организовали любительский духовой оркестр, певческий хор. На нужды церкви правление тоже никогда не скупилось.


Школа для детей фабричных рабочих существовала при Добрушской писчебумажной фабрике с 70–х годов ХIХ века и занимала первое место по количеству учеников среди школ писчебумажных фабрик России.


Несмотря на, казалось бы, достаточно комфортные условия жизни, в Добруше год от года нарастало социальное напряжение. Обусловливалось оно крайне жестким отношением к простым рабочим. Документально зафиксированы случаи, когда людей вынуждали работать по 18 часов в сутки неделями, а то и месяцами.


23 января 1919 года новая власть национализировала бумажную фабрику князя Паскевича в Добруше. В 20–е годы XX столетия, постепенно восставая из разрухи, предприятие стало наращивать производство. После Великой Отечественной фабрика вновь оказалась в развалинах. Лишь в 1953 году на ней удалось достичь довоенного уровня производства. В 50 — 70–е годы прошлого столетия на предприятии прошла техническая модернизация, построили картонный цех. А уже к 1970 году каждый седьмой школьник Советского Союза писал в тетради производства Добрушской бумажной фабрики.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter