В поисках утраченного

Поскольку наше путешествие со старыми открытками исключительно виртуальное, то, пожалуй, каждый читатель сам вправе выстраивать маршрут знакомства с Белостоком, его близкими и далекими окраинами, одним словом, с краем, издавна называвшимся Подляшьем...

Поскольку наше путешествие со старыми открытками исключительно виртуальное, то, пожалуй, каждый читатель сам вправе выстраивать маршрут знакомства с Белостоком, его близкими и далекими окраинами, одним словом, с краем, издавна называвшимся Подляшьем. Северо–восток Польши, пограничные с Беларусью и Литвой земли. Соответственно — общая история, общие персонажи в ее судьбоносном характере. Общие — с народом не только Беларуси, но и Украины, России...


Даже книжную культуру формировали личности, хорошо известные сегодня и в Минске, и в Москве. Пример — труды славянских первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Заблудово. Туда их пригласил гетман Григорий Александрович Ходкевич. В Заблудово 17 марта 1569 года увидело свет «Евангелие учительное». В сборнике «бесед» с толкованиями евангельских текстов опубликовано и «Слово на Вознесение» Кирилла Туровского. Кстати, исследователи утверждают, что это вообще первое произведение древнерусского автора, сошедшее с печатного станка. В книге только одна иллюстрация — герб Г.Ходкевича. Украшения — три заставки, шесть концовок и две буквицы–инициалы — отпечатаны с досок, с которыми Федоров уже работал в Москве. Еще одно заблудовское издание — «Псалтырь» с «Часословцем». Работа над этим, как принято сейчас говорить, проектом завершилась 23 марта 1570 года. В книге уже две, каждая — на полную страницу, гравюры. Вскоре Иван Федоров (Петр Мстиславец еще раньше открыл свою типографию в Вильно) ушел из Заблудово. Причина — расстройство финансовых дел у гетмана ВКЛ. Ходкевич предлагал первопечатнику в награду за труды целую деревню. Но перспектива отказаться от любимого дела и стать земледельцем пришлась Федорову не по душе. Сегодняшнее Заблудово с населением меньше трех тысяч человек называется городом и, наверное, если всматриваться в историю прежних веков, имеет для этого все основания.


Из одного города мы отправляемся в другой, всего лишь за 18 километров, — в Белосток, столицу Подлясского воеводства. Первым делом осмотрим дворец Браницких, его еще называют подляшским Версалем. Постройки середины XVIII века. Чтобы хоть немного понять, что же происходило в этих местах в те давние времена, вспомним исторического беллетриста Валентина Пикуля и его роман «Фаворит». Есть в нем глава — «Пане Коханку». Есть строчки о том, как люд, вельможный и не очень, кричал «о вольностях шляхетских»:


— Речь Посполитая сильна раздорами!


Каждый магнат мечтал стать «крулем», каждый покупал голоса шляхты, и все — копили ядра и порох. Была авторитетная фамилия Чарторыйских, а племянник их — Станислав Понятовский. Против — грозный старец Ян Климентий Браницкий, гетман коронный, а племянница Браницкого — жена литовского воеводы Радзивилла. Именно тогда в моду и вошла поговорка: «Круль — в Варшаве, Радзивилл — в Несвиже...» Этот самый коронный гетман Браницкий и владел Белостоком, он и оставил потомкам в наследство подляшский Версаль, по роскоши не уступающий королевскому дворцу в Вилянуво.


Вас обязательно должны заинтересовать и другие достопримечательности, дошедшие до наших дней: церковь Марии Магдалины, построенная в 1758–м, городская Ратуша, в которой нынче находится музей, собор Николая Чудотворца.


Не менее интересная история у Бельск–Подляского, или Бельск–Подляшского. Второе название оказывается очень уместным, поскольку первое легко перепутать с Бяла–Подляской в Люблинском воеводстве. Летописи утверждают: город основан Ярославом Мудрым, впервые упоминается в Галицко–Волынской летописи под 1253 годом. Приблизительно в 1320–м поселение вошло в состав Великого княжества Литовского. В 1495–м Бельск получил Магдебургское право. Как и у Белостока и окрестных земель, в биографии города есть период советской истории — в 1939 году край присоединили к Белорусской ССР. Но в 1944 он отошел к Польше. В Бельск–Подляском родился известный архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард (1882 — 1951 гг.). Дом офицеров, здание Национальной академии наук на проспекте Независимости, Дом Правительства, театр оперы и балета в Минске — все его, Лангбарда, творения.


В Бельск–Подляском в белорусском общеобразовательном лицее учился белорусский поэт, прозаик, историк белорусской и русской литературы Ян Чиквин (родился в деревне Дубичи Церковные в 1940 году). Первые произведения опубликовал в белорусскоязычной газете «Нiва», долгие годы работал в Варшавском, а затем — в Белостокском университете. Автор книги об Афанасии Фете, изданной на польском языке. Редактор журнала «Тэрмапiлы». Частые авторы на страницах этого издания — писатели из Беларуси, особенно из Бреста. Ян Чиквин со многими из них переписывается, приглашает в гости на Белосточчину. Недавно я готовил интервью с нашим подляшским сородичем. Много о чем шла речь, а в конце Ян Чиквин попросил передать читателям свое новое стихотворение — «Песнi Гайнаўкi». Гайновка — деревня на Белосточчине, где во все века проживало немало белорусов. Одну строфу из стихотворения процитирую: «Кожны сам сабе тут вялiкi i слаўны./ Ў вясковым касцюме, як у свiтцы турэмнай, / Дзяды, паддзядкi, казлы–рабацягi ды фаўны/ Сыходзяць у пушчу, у лес, у дрэвы цiха–звычайна — / Над iмi Гайнаўка ўсюды. I пеўневы крыкi — запевы».


Так что помните, заглядывая и в другие поселения Подляшья, Белосточчины, к примеру, в Тыкоцин, чье прошлое сохранила старая открытка, или в пограничный с Брестом Тересполь: времена уходят, перемены во внешнем ландшафте бывают настолько разительными, что без документальных свидетельств давние виды и представить уже невозможно. К счастью, есть старые открытки и фотографии. К счастью, природу, историко–культурный ландшафт замечательных мест запечатлели влюбленные в свой край мастера искусства. Поэтому и виртуальное путешествие может принести радость настоящих встреч, даже если многие действа и действующие лица из других времен и уже «сыходзяць у пушчу, у лес, у дрэвы»...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter