В поисках утраченного

Во второй половине XIX века на территории Белоруссии стали появляться народные училища — учреждения образования, финансируемые из государственной казны...

Во второй половине XIX века на территории Белоруссии стали появляться народные училища — учреждения образования, финансируемые из государственной казны. Причем можно сказать, что правительство пеклось не только о том, чтобы дать знания детям и юношеству. Это был еще своего рода механизм политического воздействия. В 1862 году появилось высочайшее повеление об открытии в западных губерниях народных училищ. В марте 1863–го была учреждена Могилевская дирекция народных училищ. Временными правилами устанавливалось: предметами учебного курса служат Закон Божий, русский язык (чтение и письмо), арифметика и церковное пение. Причем, что характерно, все преподавалось на русском языке. Исключение делалось лишь для Закона Божьего. Его допускалось читать на польском или белорусском языках — для католиков.


Создание системы образования, однако, шло весьма туго. Такую ситуацию современники объясняют противодействием, которое оказывали местные помещики. Они считали, что грамотность для крестьянина, являющегося просто рабочей силой, по меньшей мере, бесполезна. А может быть, и вредна. От постройки школ, от организации в их деревнях учебных заведений и сами сельчане уклонялись под всеми мыслимыми предлогами. Чиновникам от образования поначалу это было непонятно. Но вскоре разобрались в причинах «бойкота». Оказалось, среди крестьян (с подачи землевладельцев) бытовало мнение, будто всех мальчиков, которые обучатся грамоте, непременно отправят в солдаты.


Главную же помощь в содействии училищному делу оказывало местное духовенство. Причем практически бескорыстно. Получая за преподавание Закона Божьего 60 рублей в год — сущие гроши, священники не только, говоря современным языком, «отрабатывали часы». Еще и руководили учителями — абсолютно неопытными людьми, попавшими в преподаватели прямо со школьной скамьи.


Впрочем, вскоре система начального образования развилась весьма прилично. К 1 января 1883 года на территории губернии только начальных — городских и сельских — училищ насчитывалось 192. В них постигали азы грамоты почти 7,5 тысячи мальчиков и чуть меньше 700 девочек. Тогда население губернии составляло немногим более 1 миллиона 100 тысяч человек.


Учителям, преподававшим в училищах, платили разное жалованье — от 150 до 300 рублей. К этому еще полагалась и квартира. Бывало, однако, что преподаватели получали меньше 150 рублей. В таких случаях материальную помощь им оказывали крестьянские общества. Которые, кстати, в пяти училищах за собственный счет содержали общежития для учащихся.


Содействовали развитию образования и простые граждане. Так, населением губернии в 1880 году было пожертвовано около 70 тысяч рублей (колоссальная по тем временам сумма) на создание реального училища.


Действовала в Могилеве и семинария, преобразованная в 1757 году могилевским архиепископом Георгием Конисским из братской школы. В конце XIX века там получали образование 235 человек. Часть из них жили в епархиальном общежитии. Многие — в семинарском пансионате. Содержание пансионера обходилось чуть меньше 17 копеек в день. За эти деньги молодой человек, постигающий науки, мог утром рассчитывать на булку без чая, в обед перед ним ставили тарелки с супом или борщом с говядиной и кашей с салом. Вечером же на столах опять появлялись мясные супы да жареный картофель. Не разносолы, конечно, но и с голоду не умрешь.


Имелись в губернии и духовные училища. Два в Могилеве — мужское и женское. А также в Мстиславле, Орше и Гомеле. Все они финансировались Синодом, а также за счет средств местного духовенства.


Для обучения профессиям при училищах открывались ремесленные курсы, где дети под руководством вольнонаемных мастеров учились столярному и токарному делу, получали навыки слесарей, сапожников, кузнецов и переплетчиков. Специальностям юноши обучались и в ремесленных училищах. Горецкое ремесленное училище, к примеру, организовалось в 1872 году с единственной целью — обеспечить подготовку мастеров, которые могли бы изготавливать и ремонтировать земледельческие машины, а также управлять ими.


В 1878 году на средства общества Либаво–Роменской железной дороги в Гомеле открылось технически–железнодорожное училище. Кроме общеобразовательных предметов, здесь изучались железнодорожное дело, механика общая, паровая и паровозная, телеграфия.


Это был ответ на возрастающие потребности общества в образовании...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter