В поисках утраченного

В нынешнем году накануне «Славянского базара» витебчане и гости города не могли не заметить, как преобразился железнодорожный вокзал...

В нынешнем году накануне «Славянского базара» витебчане и гости города не могли не заметить, как преобразился железнодорожный вокзал. Если раньше автомобили и общественный транспорт ездили по всей Привокзальной площади, то сейчас проезжая часть доходит лишь до ее половины. Рядом со зданием вокзала появилась просторная пешеходная зона с клумбами, удобными скамейками и фонтаном, возле которого так приятно передохнуть в жаркий летний день. Само здание, являющееся памятником архитектуры и, к слову, не знавшее капитального ремонта более полувека, отреставрировано с использованием современных отделочных материалов. Внутри старые громоздкие табло уступили место высокотехнологичным жидкокристаллическим экранам, появилось больше места для отдыха пассажиров, скоро заработают два вместительных лифта... Несколько эпох отделяют нас от XIX века, когда через Витебск проложили железную дорогу.


Строительство железной дороги от Динабурга (сегодня — Даугавпилс) до Витебска в 1863 году взяли на себя английские банкиры Фрюлинг и Гешен. В октябре 1866–го паровоз с тремя вагонами впервые подошел к витебскому перрону. Министр путей сообщения докладывал об этом Александру II: «Имею счастие донести до сведения Вашего Императорского Величества, что... открыто движение и на остальном участке дороги от Полоцка до Витебска».


Вокзал построили в малонаселенном районе Задвинье, и уже тогда стало ясно, что временного деревянного моста через Западную Двину, соединявшего части города, недостаточно. Поэтому стали возводить постоянный, он появился где–то между 1865 и 1867 годами. От вокзала к мосту протянулась новая улица — Вокзальная. 2 — 3–этажные кирпичные дома, каменная мостовая. Несмотря на то что ширина улицы колебалась от 6 до 13 метров, в конце XIX века по ней ходил трамвай. А в самом начале XX века наряду с Замковой и Смоленской она считалась одной из центральных. Здесь работали дорогие магазины, размещались частная женская гимназия Варвариной и кинотеатр «Гигант», держал фотоателье Мещанинов, брат известного скульптора, учившегося у Пэна.


В советское время улицу несколько раз переименовывали. В 1930–м — в Карла Маркса, а еще через 4 года она получила свое нынешнее название — Сергея Кирова. Во время Великой Отечественной войны улицу практически разрушили. «Еще до окончания Киевского инженерно–строительного института мы знали, что будем направлены на работу в пострадавшую в годы войны Белоруссию. И все–таки мы были ошарашены, когда, сойдя с поезда в Витебске в августе 1951–го, увидели остатки сметенного с лица земли города, среди которых пробегали вагончики трамвая... Предстояла огромная, ответственная, напряженная работа, чтобы его восстановить», — такими были впечатления от областного центра архитекторов–супругов Александры и Виталия Даниловых, которые на протяжении семи лет вместе с зампредом Госстроя БССР И.Гусевым трудились над проектом застройки послевоенной улицы Кирова.


Чтобы быстрее поднять город из руин, некоторые предлагали снова вернуться к 2 — 3–этажным домам. Однако архитекторы стояли на том, что улица, по сути дела, являющаяся городскими воротами (ведь по ней следуют практически все, кто приезжает в Витебск на поезде), должна выглядеть достойно. В итоге проект Гусева и Даниловых, выполненный под влиянием старой застройки Санкт–Петербурга, утвердили. На улице появились 4 — 5–этажные дома с декоративными украшениями: карнизами, наличниками, вставками, балюстрадами... Есть на ней арки дворовых проездов с коваными решетками, что в общем–то для города — редкость. По плану предполагалось расширить улицу до 65 метров.


Любопытно, что после того как руководитель СССР Никита Хрущев раскритиковал архитектурные украшения, назвав их «излишествами», проект застройки улицы Кирова «скорректировали». С вновь возводимых домов стали убирать все, что могло бы придать им оригинальность и торжественность. Поэтому четная сторона улицы, застраивавшаяся позднее, выглядит более скромно. Размещение жилых квартир на первых этажах домов исключалось изначально. Там расположились магазины, банки, кафе. На набережной Западной Двины, перед Кировским мостом, 650–метровая улица с обеих сторон завершается зданиями, имеющими повышенные части, двухсветные залы с арочными окнами и лепными деталями. В них располагались первая в городе гостиница «Двина» и общежитие электротехникума связи. Именно они были своеобразными акцентами со стороны набережной. Ну а доминантой с противоположной стороны, естественно, является вокзал, где продолжают происходить интересные изменения.


— Полная его реконструкция должна завершиться к концу нынешнего года, — рассказывает начальник пассажирского отдела Витебского отделения Белорусской железной дороги Сергей Ляденко. — Построив отдельное здание для пригородных касс, мы сумели разделить пассажирские потоки. Уже нет ненужной суеты, толкотни. На платформах начали устанавливать прозрачные навесы, чтобы пассажиры имели возможность укрыться от дождя. В такой же прозрачный короб планируется спрятать переходной мост, ведущий к поездам. Подняться на него со стороны Привокзальной площади и спуститься на платформы скоро можно будет с помощью эскалатора.


После реконструкции привычный вид здания Витебского вокзала, по большому счету, не изменится, однако с точки зрения технологической оснащенности, считают специалисты, он превратится в один из самых современных в стране.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter