В поисках утраченного

Каждый раз, когда ко мне приезжают издалека гости, обязательно веду их на экскурсию по Могилеву...

Каждый раз, когда ко мне приезжают издалека гости, обязательно веду их на экскурсию по Могилеву. Чтобы не только рассказать о прошлом родного города, а еще и показать ту роль, которую в свое время он сыграл в европейской истории.

 


Первым делом вместе отправляемся на красивейшую улицу в историческом центре — Ленинскую. Это сравнительно недавно она стала пешеходной. А когда–то была обыкновенной, мало чем отличавшейся от других. Но и тогда она вызывала у меня особые чувства. Не знаю, может, тому причина рассказы отца, бывшего очевидцем, как еще до войны — во время какого–то строительства — из земли извлекли гроб–долбленку с мумифицированными останками некоего священнослужителя. Когда стал постарше, пытался найти подземные ходы на Ленинской: о них в городе ходят легенды. Подземелий, разумеется, обнаружить не удалось. Но довелось побеседовать с могилевчанкой, всю свою жизнь прожившей на исторической улице, названной ныне в честь вождя мирового пролетариата, а раньше носившей имя сначала Ветреной, а потом Большой Садовой...


Один из первых домов, что находится в самом начале улицы, построен в 1790 году и является памятником архитектуры эпохи классицизма. Давным–давно здесь находился могилевский гостиный двор, в советские времена — сначала аптечное управление, потом — склады. Я же (по журналистским делам) бывал в этих стенах в ту пору, когда в старинной постройке располагался детский приемник–распределитель. Что интересно, трудные подростки, попавшие в это достаточно специфическое учреждение, моментально притихали. Сегодня постройка на реставрации.


А вот аккурат напротив — через улицу — ныне обыкновенные дворы пятиэтажек. Между тем на их месте до 1952 года возвышались величественные стены одного из самых ярких памятников могилевской школы зодчества XVII — XVIII веков — Богоявленского православного монастыря, возникшего благодаря объединенным усилиям горожан и одного из крупнейших белорусских магнатов того времени князя Яна Огиньского. Центральное место в монастырском комплексе занимала Богоявленская церковь. Каждого, кто заходил внутрь, восхищал четырехъярусный деревянный иконостас, украшенный объемной резьбой с позолотой. Сам храм был украшен многочисленными фресками. А его золоченый купол был издалека виден путнику. Главными святынями монастыря были части мощей преподобного Афанасия Афонского и чудотворная могилевская братская икона Божьей Матери. Последний раз литургия служилась в этих стенах в 1928 году. После чего монастырь был закрыт — в некогда культовых зданиях разместился Центральный исторический архив БССР. В годы войны здания монастырского комплекса достаточно сильно пострадали. Тем не менее комиссией управления архитектуры при Совете Министров БССР в 1945 году их состояние было признано вполне удовлетворительным, рекомендовалось сохранить и реставрировать постройки. Все они, однако, в 1952 году были стерты с лица земли. Но при этом Богоявленский храм до 1956 года числился в... списке памятников архитектуры БССР, охраняемых государством.

 


А вот архиепископскому дворцу, расположенному чуть дальше, повезло: дом сохранился практически в том виде (по крайней мере, снаружи), как изначально задумывалось архитектором Яном Христофором Глаубицем. Здание, возведенное в 1785 году, помнит своего первого хозяина — архиепископа Георгия Конисского, ныне канонизированного Русской православной церковью.


Продолжая прогулку на экс–Большой Садовой, выходишь на пересечение с улицей Болдина. Когда–то здесь заканчивался Старый город и проходила вторая линия укреплений, на месте которых в первой половине XIX века был разбит сквер, называющийся сейчас Театральным, — по приказу тогдашнего губернатора М.Н.Муравьева.


В непосредственной близости от Муравьевского сквера (да и друг от друга) стояло четыре гостиницы — «Париж», «Тульская», «Бристоль» и «Вена». По отзывам современников, ресторан «Бристоля» славился изысканной кухней... Неподалеку стоит здание, где нынче размещается детская спортивная школа. Когда–то это был дворец католического архиепископа Станислава Богуш–Сестренцевича, человека уникального, открывшего в Могилеве типографию, развивавшего производства. Позже в Санкт–Петербурге он возглавил Российскую академию наук.


Дальше дома, обитатели которых будто перехватили эстафетную палочку от своих предков. Сегодня здесь расположено множество магазинчиков, самых разных. И в дореволюционные годы здесь было средоточие могилевской торговли. Славился, например, колбасный магазин Халипа и Симховича, Р.Шик и В.Лурье продавали багеты. За дамской кожгалантереей — особенно за перчатками — модницы приходили в магазин М.Лившица. А в так называемом доме Магитсона — нынче это ул. Ленинская, 20 — располагался винно–гастрономический магазин. Буквально в нескольких шагах от него размещался лучший в Могилеве магазин музыкальных инструментов и нот А.Сыркина. Кстати, во времена, когда в городе располагалась Ставка Николая II, великие княжны очень любили ходить по местным магазинчикам.


Когда идешь мимо одного из корпусов Могилевского государственного университета, фасад которого выходит на пешеходную Ленинскую, трудно представить, что некогда это был... частный жилой дом, принадлежавший могилевскому миллионеру Бобовику. Позднее — в начале XX века — здесь непродолжительное время размещалась женская гимназия. А с 1930 года — педагогический институт. Рядом — музей Витольда Каэтановича Бялыницкого–Бирули. Здание это было построено в конце XVII — начале XVIII века как жилой дом старинного купеческого рода Аношек. В конце XVIII столетия он считался лучшей в городе постройкой. Именно поэтому, когда в мае 1780 года австрийский император приезжал в Могилев на встречу с императрицей Екатериной II, именно в этих стенах ему было предоставлено место для ночлега.


Сегодняшний торговый дом «Алиса» некогда был учебным заведением. Построили его в 1789 году для 4–классного народного училища, в 1809–м его преобразовали в Могилевскую мужскую гимназию. В 1838 году при гимназии создали пансион для учащихся.


На бывшей Большой Садовой и нынешней Ленинской осталось достаточно много старинных зданий. Но все они сейчас сменили профиль — используются отнюдь не для тех целей, какие изначально задумывались владельцами. За исключением одного. С 1904 по 1906 год в Могилеве по проекту архитектора Камбурова появился дом, в котором располагалось отделение Московского международного банка. Сейчас здесь «штаб–квартира» главного управления Национального банка по Могилевской области.
В принципе, о Могилеве вообще и об улице Ленинской в частности я могу рассказывать бесконечно. Но все истории — ничто по сравнению с тем, что можно увидеть в этом уголочке древнего города. Не верите? Приезжайте и убедитесь сами...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter