В поисках утраченного

В ХХ столетии у Невеля немало связующих страничек с Витебском, Белоруссией...

В редакцию журнала «Неман» почти в преддверии 65–летия Великой Победы пришла небольшая бандероль от участника войны Татьяны Александровны Репиной. Профессор психологии, в Великую Отечественную — военфельдшер, она прислала свою книгу «Девичий батальон». Многие страницы этого беспристрастного повествования, написанного на основании фронтового дневника, рассказывают о боях в Белоруссии. А еще о том, как выпускница военно–медицинского училища попала в действующую армию. «...Несколько дней пешком мы месили грязь (иначе не скажешь) по дорогам Смоленщины. Несколько недель тому назад в «Невельский мешок», как рассказывают местные жители, забросили много военной техники, а потом пошли дожди, и после этого по дороге ни одна машина не могла пройти. Продовольствие бросали с самолетов. Все ждали морозов, чтобы можно было начать наступление, — вспоминает Т.Репина. — Грязь чуть ниже колена — сапоги постоянно приходится вытаскивать с помощью рук. В сторону свернуть нельзя — кругом болота, а где нет болот — мины. Два километра пройдешь — и уже устаешь (ведь шли голодные — продовольственные аттестаты закончились, а питательные пункты не работали). 25 километров одолели за трое суток, пройдя благополучно по самой узкой части, горловине «Невельского мешка». Там у меня было первое боевое крещение».


Настоящим адом называли солдаты этот «Невельский мешок». Будто через века подтвердилось в очередную страшную годину название озера Невель: от прибалтийско–финского «болотистое, топкое, вязкое место». Впрочем, Невелю не привыкать к испытаниям. Город, его Замковая улица видели многие нашествия. Еще в послании Ивана Грозного за 1562 год говорилось: «Како же убо под градомъ нашимъ Невлемъ пятьюнадесятъ тысящъ четырехъ тысящъ не могосте побити...» В давние времена Невель поочередно принадлежал то Московскому и Литовскому княжеству, то Речи Посполитой, а затем и Российской империи. В 1580 году город захватил Стефан Баторий. Через два года в результате перемирия поселение возвращается Московскому государству. С 1617–го — в составе Речи Посполитой. В 1623 году Невелю королем Жигимонтом III даровано Магдебургское право, которое в 1762 году подтвердил король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Правитель пожаловал городу и герб — щит, разделенный на две части: в нижней — всадник (наподобие герба Великого княжества Литовского), в верхней — двуглавый орел, половина российского герба. С 1772 года Невель — уездный город Витебской губернии.


В ХХ столетии у Невеля немало связующих страничек с Витебском, Белоруссией. Одна из них — судьба философа Бахтина, переехавшего из Невеля в Витебск в конце лета 1920 года. В начале сентября он уже читал в «городе Шагала и Малевича» лекции. Летом 1921–го состоялась свадьба Бахтина. Вместе с женой они становятся частыми гостями Витебского художественно–практического института, дружат с Малевичем.


Еще одна судьба. В Минске есть улица Вышелесского. Есть она и в Оболе на Витебщине, откуда Сергей Николаевич Вышелесский родом. В свое время окончил Витебскую духовную семинарию. Затем — Варшавский ветеринарный институт. В 1899 году работал на ликвидации чумы в Азербайджане. А в 1903 — 1906–м — уездным ветеринарным врачом в Невеле. В 1928 — 1930 годах наш земляк директорствовал в Витебском ветеринарно–бактериологическом институте, одновременно заведовал кафедрой. Был избран академиком Академии наук БССР.


С Невелем Беларусь соединяет еще одна небезынтересная судьба. Мария Федоровна Муратова (1900 — 1961) — один из первых редакторов «Беларускай работнiцы i сялянкi» — свою карьеру начинала в Невеле, где в апреле 1919 года вступила в ряды коммунистов. Была назначена заведующей женотделом уездного комитета партии. В 1938–м, поработав сначала в Минске, затем в Средней Азии, арестована как жена «врага народа»...


Но в поисках связующих мостков близкого к Беларуси, Витебщине российского городка самым интересным мне кажется обращение к старой публикации журнала «Наш край». Автор — белорусский краевед Микола Касперович. В середине 1920–х он работал в Витебске. Публикация относится к 1930 году. На страницах авторитетного по тем временам издания ученый секретарь Центрального бюро краеведения при Инбелкульте рецензирует «Краеведческий сборник», изданный в 1928/1929 учебном году краеведческим кружком Невельской трудовой школы 2–й ступени. «У Невельшчыне працуе цэлы гурток краязнаўства, якi выпусьцiў названы выпуск непэрыодычнага часопiсу. Зборнiк робiць прыемнае ўражаньне сваёй распрацоўкай самых сучасных i самых актуальных пытаньняў соцыялiстычнага будаўнiцтва ў Невельскiм краi ды ўдалымi экскурсамi ў галiну гiсторыi i этнолёгii, цалкам апраўдвае сваё цьверджаньне ў артыкуле ад рэдкалегii, якое констатуе, што «вывучаючы рост прамысловасьцi i сельскай гаспадаркi, вучнi, бясспрэчна павiнны будуць экскурсаваць у галiну мiнулага краю: гiстарычныя, экономiчныя, бытавыя i клiматычныя ўмовы жыцьця краю дапамогуць вучням лепш разабрацца ў зьявах сучаснага жыцьця краю». Что же интересовало невельских краеведов? Ученик 5–й группы Хазанов выступил со статьей «Краеведение и школа». Т.т. Соловьев и Шавельский, как пишет Касперович, внесли 10 предложений по улучшению местного рыбного хозяйства. При этом основывались на историческом опыте рыбного промысла в Невельском крае. В разделе «Этнография» — пять статей: «Крестьянская свадьба», «Хресьбины», «Народное творчество Невельского района», «Кулинки, или Белый понеделок» и, разумеется, «На путях к новому быту». Отмечает М.Касперович статьи историко–археологического характера — «Путно–панцырные баяре — великие вельможи», «Фроловские городища» и «Курганы». В конце рецензии белорусский краевед подчеркивает, что «зьмест зборнiка вельмi каштоўны i можа далей выкарыстоўвацца для навуковых досьледаў». Совсем рядом с границей Беларуси — яркий, интересный, богатый историей невельский край, милый глазу уголок Псковской области. Природа очень похожа на витебскую. Будет оказия попутешествовать в тех местах — пройдитесь улицами Невеля. Не пожалеете. А старые почтовые открытки уже сегодня помогут вам обрести притяжение к этим местам.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter