В поисках утраченного

В дореволюционной России было не так уж много людей, которые по своему богатству могли сравниться с братьями Поляковыми — выходцами из Белоруссии, известными финансистами, предпринимателями и меценатами...

В дореволюционной России было не так уж много людей, которые по своему богатству могли сравниться с братьями Поляковыми — выходцами из Белоруссии, известными финансистами, предпринимателями и меценатами. Благодаря уму, смекалке, целеустремленности, братской взаимопомощи они сделали стремительную карьеру, вошли в число богатейших и влиятельнейших людей Российской империи. Их имена превратились в символ делового успеха, а жизнь — в пример для подражания.


Братья Яков (1832 — 1909), Самуил (1837 — 1888) и Лазарь (1843 — 1914) Поляковы родились в небольшом местечке Дубровно недалеко от Орши, в так называемой черте оседлости, в семье небогатого купца Соломона Лазаревича Полякова. Их отец занимался винными откупами, позже старшие сыновья, Яков и Самуил, помогали ему в этом. Фортуна начала улыбаться семье после того, как Самуил устроился управляющим винокуренным заводом в имении министра почт и телеграфа графа Ивана Матвеевича Толстого. Смекалистый работник быстро завоевал доверие хозяина, и Поляковы получили от министра на оптовое содержание несколько близлежащих почтовых станций. Бизнес семейства начал процветать. Покровительство Толстого помогло Самуилу стать подрядчиком по строительству железных дорог. Дело это было очень выгодное, так как финансировалось из казны и приносило громадные прибыли. Винный промысел, имея такого серьезного покровителя, тоже шел очень неплохо. Уже к 1860 году отец Поляковых получил свидетельство оршанского купца первой гильдии с капиталом более одного миллиона рублей, что давало право по царскому указу покинуть черту оседлости и жить в любом месте Российской империи.


Сын Яков на заре своей карьеры состоял при капитале отца, но с 1864 года уже сам попал в купцы первой гильдии. Самуил, один из крупнейших частных строителей железных дорог, поселился в Санкт–Петербурге, купил себе особняк на Английской набережной.


Яков переехал в Таганрог, где основал торговый дом, занимался добычей угля и пароходными перевозками. Младший, Лазарь, начинал как купец и тоже при капитале отца, а потом — брата Якова. К тому же успешно работал подрядчиком у Самуила на строительстве железных дорог. К 1871 году Лазарь переехал в Москву и получил собственное свидетельство московского купца первой гильдии.


Широко известна благотворительная деятельность Поляковых. На их средства строились образовательные, общественные и медицинские учреждения, братья состояли в различных попечительских советах, содержали детские приюты... За это Поляковы награждались многочисленными государственными наградами.


Помимо предпринимательства, в сферу интересов братьев попали банки. С именами Поляковых связана деятельность Азовско–Донского коммерческого банка, Донского земельного банка, Учетно–Ссудного банка Персии, Петербургско–Азовского коммерческого банка, который в 1890 году открыл свое отделение в Минске. В Минске Яков и его сыновья укрепляют свои деловые позиции, занимаясь торговлей лесом, а также приобретают значительную часть акций Минского коммерческого банка. Они фактически контролируют деятельность всех его отделений.


Разразившийся в конце ХIХ века экономический кризис сильно ударил по коммерческим и финансовым операциям Якова Полякова. Банкротство постигло и наиболее известного из братьев — Лазаря. Лазарь Соломонович Поляков был одним из крупнейших и влиятельнейших банкиров в Российской империи. Перебравшись в Москву, он создал свой банкирский дом, объединивший большую группу подконтрольных ему банков, железнодорожных, промышленных и торговых предприятий. Главным финансовым учреждением Лазаря Полякова стал Московский международный торговый банк. До начала ХХ века пост председателя правления в нем занимал сам Лазарь Соломонович, а членами банковского совета состояли его сыновья Александр и Исаак.


Банкирский дом Полякова был главным кредитором принадлежавших ему предприятий. Однако широкий размах предпринимательской деятельности Лазаря Соломоновича вызвал нехватку собственных ресурсов, дефицит которых компенсировался кредитами Государственного банка. Масштабная и порой авантюрная финансовая политика Полякова усугубилась наступлением мирового экономического кризиса. Все это поставило до того удачливого банкира на грань разорения.


Несостоятельность банкирского дома Полякова вызвала глубокую озабоченность в правительстве. Вопрос о его дальнейшей судьбе решался на специальных заседаниях министерства финансов в декабре 1901 года. Итоги заседаний докладывались царю. Банкротство крупнейшего частного банковского синдиката страны могло разорить большое количество вкладчиков и подорвать и без того пошатнувшееся доверие населения к частным банкам. Поэтому по инициативе министра финансов С.Ю.Витте и с одобрения Николая II для ведения дел Лазаря Полякова создали «Особое совещание» при московской конторе Государственного банка, основной задачей которому вменили реализацию активов банкирского дома для погашения долгов перед Государственным банком и его постепенную ликвидацию. «Особое совещание» имело право кредитовать рентабельные предприятия, производить выплаты по вкладам и вести расчеты с другими банками.


Тем не менее реализация активов и погашение долга продвигались довольно медленно. Поэтому в 1908 году министерство финансов приняло решение о слиянии трех бывших банков Полякова в Соединенный банк. Новый банк начал свою работу 1 января 1909 года, председателем правления назначили графа Владимира Сергеевича Татищева. Лазарь Поляков уже не имел в нем серьезного влияния, хотя его сын Александр служил там директором. Всего на территории белорусских губерний действовало немало отделений банков группы Полякова: Московский международный торговый банк — в Бресте, Витебске и Двинске; Орловский коммерческий банк — в Бобруйске, Вильно, Гомеле и Орше; Южно–Русский промышленный банк — в Могилеве. Все эти финансовые учреждения вошли в состав Соединенного банка.


Кроме банковской деятельности, на белорусских землях Лазарь совместно с братом Яковом занимался торговлей лесом. Еще в 1890 году Л.С.Поляков основал в Минске акционерное общество городских и пригородных конных железных дорог. В 1892 году состоялось торжественное открытие минской конки. Это дело приносило хорошие прибыли, поэтому Лазарь Соломонович всячески препятствовал появлению в городе электрического трамвая.


Несмотря на банкротство, Лазарь Поляков умер в 1914 году далеко не бедным человеком. До конца своей жизни титаническими усилиями он старался возродить былое величие. О его популярности и авторитете лучше всего говорят слова московского раввина Якова Мазе, произнесенные на траурной церемонии: «Это имя стало сказочным в устах всего еврейского населения «черты оседлости». Благословляя своих детей перед венчанием, обездоленные братья наши просят Небо: «Да сделает тебя Бог подобным Полякову...»


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter