В поисках утраченного

Стародуб... Симпатичное и достаточно, казалось бы, понятное с точки зрения топонимики название города напоминает о многих исторических сюжетах, уводит в глубокую старину...

Стародуб... Симпатичное и достаточно, казалось бы, понятное с точки зрения топонимики название города напоминает о многих исторических сюжетах, уводит в глубокую старину. Поселение, ставшее ныне скромным райцентром соседствующей с Беларусью Брянской области, основано в 1080 году. Чьи только силы не уничтожали этот форпост! Поселение постоянно переходило из рук в руки. Так, описывая штурм Стародуба в 1097 году, Владимир Мономах сообщает, что город выдержал 33–дневную осаду: крепость в те времена располагалась в районе известной в последующем городской застройки Солдатская гора. Набегала сюда и татаро–монгольская рать хана Батыя, приходили польско–литовские отряды в 1515, 1534 и 1535 годах...


Хватило лиха стародубцам и в Смутное время. Отсюда во многом происходит начало известной истории Лжедмитрия II. Потому, наверное, уже в 1654 году поселение обрело статус административного центра Стародубского полка: горожане надеялись на защиту служивого люда. Но разорения и трагедии, мешавшие мирному развитию, продолжались. В 1660 году Стародуб пострадал от нападения крымских татар, еще через три года свой жестокий бал на улицах древнего города правило польское войско. Не обошла стороной легендарный край и Северная война. Мазепа устроил в городе продовольственные склады, что для шведской армии, двигавшейся из России в Украину, имело особое значение: какая же война без провианта!


Однако сокрушительные и опустошительные удары не смогли сломить тягу жителей к созиданию и утверждению веры в добро и справедливость. К концу XVIII века в уездном городке, насчитывавшем тысячу дворов и восемнадцать церквей, стали развиваться торговля, разного рода ремесла. Старо–Никольский братский двор вошел в историю как примечательный ремесленный центр. Мастеровой и предприимчивый люд организовал ярмарку, ставшую настоящей достопримечательностью и центром активной жизни Стародуба. Свою лепту в известность города вносили и четыре большие церкви, выделявшиеся на фоне других, более скромных храмов, а также Киевский Печерский монастырь.


Стародуб постепенно утверждался как небольшой, но яркий центр культуры и просветительства. В городе появились гимназия и духовное училище. В 1874 году при Стародубском общественном собрании открылась первая общественная библиотека. В 1880 году она состояла из двух отделов: литературного и музыкального. Пользование книгами, периодическими изданиями, коих выписывалось достаточно много, а также нотами было бесплатным для всех членов общественного собрания. Конец XIX века примечателен и развитием частного книгособирательства. У многих горожан и помещиков Стародубского уезда сформировались солидные библиотеки. Уже в послереволюционные годы нашелся увлеченный человек Моисей Тихонович Кремнев, не давший исчезнуть большинству частных собраний. Именно благодаря его стараниям книги из помещичьих усадеб не разграбили и не сожгли, а сохранили и объединили в одно большое собрание Стародубской городской библиотеки, поэтому сегодня в ее почти полумиллионном фонде хранится немало книжных редкостей. Неудивительно, что библиотека — настоящий центр краеведческой информации о городе и его уроженцах. Осматривая старинные храмы и тихие улочки Стародуба, не забудьте заглянуть в главную «книжницу» древнего поселения. Расположена библиотека, носящая имя писателя Георгия Метельского, на Советской площади.


Яркая судьба Метельского, уроженца Стародуба, тесно связана и с Беларусью, и с Литвой, где Георгий Васильевич умер в 85–летнем возрасте в августе 1996 года. Журналист, многолетний сотрудник «Комсомольской правды», с середины 1950–х он выбрал стезю профессионального писателя. Создал десятки повестей и романов, множество очерковых книг, рассказывающих о Брянщине, Беларуси и Литве. Среди произведений Георгия Метельского есть повесть, посвященная Адаму Мицкевичу. С особым пиететом относятся в родных краях к книгам земляка «Стародубское лето», «Скрещеные стрелы», «Листья дуба». Писатель не просто рассказывает о дорогих ему местах, а ярко, образно передает великую любовь к дубравам, березовым рощам, городским улочкам, сельским проселкам, находит слова, позволяющие мысленно совершить путешествие в Стародуб. Книги Метельского, возможно, кому–то подскажут, что были здесь некогда Захаро–Елизаветинский переулок, улица Староникольская, названная так в честь Николаевской церкви, построенной в 1802 году, Соборная площадь...


Пытаясь заглянуть в века минувшие, нельзя не вспомнить имя еще одного славного уроженца этих мест. В 1881 году в Стародубе родился Павел Андреевич Расторгуев — языковед, фольклорист, один из первых исследователей белорусских диалектов. Ученого интересовал ареал сопричастности белорусского, русского и украинского языков. В 1927 году вышла книга П.Расторгуева «Говоры восточных уездов Гомельской губернии в их современном состоянии». Итогом более чем двадцатилетних исследований стала работа «Северско–белорусский говор. Исследование в области диалектологии и истории белорусских говоров». За эту монографию Русское географическое общество присудило П.Расторгуеву золотую медаль. В конце жизни Павел Андреевич работал над проектом диалектологического атласа белорусских говоров.


Разные народы и разные судьбы сопричастны с городом, который продолжает свое движение в будущее. Его уроженцы и дальше укрепляют славу Стародуба, где следы старины и память о временах ушедших свидетельствуют о торжестве добра и справедливости над войнами и трагедиями. Правда, и нынешний мир не лишает нас возможности находиться в эпицентре разных преобразований и переустройств...


Фото из коллекции автора и лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter