В поисках утраченного

Нынче Велиж — маленький райцентр соседней Смоленской области...

Вместе с читателями и Владимиром Лиходедовым сегодня я отправляюсь в город Велиж. Поселение старое и богатое на историческую память, соединившее в себе судьбы разных народов, а теперь уже и разных государств. Нынче Велиж — маленький райцентр соседней Смоленской области. И хотя издавна большой численностью населения городок не отличался, так получалось, что, расположившись на берегу Западной Двины, он всегда оказывался в центре самых драматических событий и преобразований, позволивших вписать Велиж в энциклопедию человеческой памяти надолго. Чтобы уточнить название городка, можно заглянуть в одно из исследований белорусского географа В.Жучкевича. Происходит оно, по одной из версий, от старославянского наименования реки: Велья — «великая», так в древности, считают исследователи, и называлась Западная Двина в своем верхнем течении. Город на реке с таким названием и получил название Велиж.


Когда–то он входил в состав Смоленского княжества. С 1355 года — в составе ВКЛ. Из первых письменных упоминаний — летопись Быховца. В 1392 году князь Витовт совершил поход на Смоленск и Москву: «...пойдзе князь великий Витольд, собрався под города Псковия: Велиж, Красный город...» С 1533 года Велиж — в Московском государстве. В 1536 году Иван Грозный издает указ о строительстве крепостей на старом велижском городище — Замковой горе. «В лето 7044 (что соответствует 1536 году. — Прим. К.Л.) апреля в 19–й день князь Великий Иван Васильевич и мати его Великая княжна Елена велела поставити город в Торопецком уезде на Велижском городище, город Велиж, и доделать месяца июля, в третье лето государства его». С этого времени ведется отсчет официального рождения города Велиж.


Крепости и замки создавались для войн. Ливонская (1558 — 1583 гг.) принесла немало бед жителям небольшого городка и окрестностей. В 1562 году велижскими землями овладел князь Радзивилл. В 1582–м город отошел к Речи Посполитой. В 1585–м у Велижа появился герб. На голубом щите — золотой крест, внизу — обнаженный меч, направленный острием на восток. Нынче, разумеется, герб у города совсем другой. Основой для него стал геральдический знак, принятый 21 сентября 1781 года. Герб повторял символ Полоцка того времени — в верхней части щита был изображен двуглавый орел на золотом фоне. В нижней — «Погоня», пространство, в котором она находилась, представляло поле из серебряных и красных ромбиков... Были и другие геральдические изыскания. Воин в вооружении и шлеме «уходил» вверх щита. «Шахматное» поле занимало всю оставшуюся часть. Щит венчала серебряная башенная корона. По сторонам — золотые колосья. Этот герб официально не утверждался. Но в качестве современного герба Велижа используется вариант 1781 года.


С 1667 года по Андрусовскому договору (шла русско–польская война 1654 — 1667 гг.) город отходит к Москве. Через десятилетие с небольшим возвращается в состав Речи Посполитой. Это стало результатом обмена ряда городов и земель на Киев. И только по первому разделу Речи Посполитой Велиж окончательно возвращается в состав России. Сначала — как город Полоцкой губернии, затем, с 1804 года, — Витебской...


Со всеми этими страницами исторической памяти, общей для народов России и Беларуси, вы сможете с интересом познакомиться в небольшом, но богатом на историческую информацию краеведческом музее в самом Велиже. И хотя нынешний музей, расположенный в здании — памятнике архитектуры начала XX века — так называемых торговых рядах, открыт в 1986 году, истоки его уходят во времена куда более давние. В 1918 году городской музей начал свою работу в городской ратуше. Однако это здание погибло в годы Великой Отечественной войны. Кстати, тема войны, героизма и мужества уроженцев края, драматических событий, происходивших в каждый из 601 дня военного лихолетья, — главное содержание экспозиций музея. Здесь есть материалы и о защитниках Брестской крепости, о партизанском движении не только на Смоленщине, но и на Витебщине. Основой экспозиции современного музея послужили собрания двух школьных музеев райцентра. Многие документы, историко–краеведческие книги велижские собиратели копировали в Минске, Могилеве, Витебске. А если заглядывать в прошлое, обращаться к 1920 — 1930–м годам, то среди первых краеведов Велижа стоит вспомнить Иосифа Анатольевича Тиля. Уроженец Беларуси, он одно время работал и директором музея. 19 июня 1938–го попал в жернова репрессий и был арестован. 17 октября 1938 года нашего земляка, собирателя велижской старины, расстреляли.


О сопричастности историй Велижа и Витебска рассказывают художественные экспонаты музея — работы народного художника Беларуси Андрея Бембеля. Уроженец смоленского городка свои первые уроки мастерства получил в Велижской художественной школе еще в 1919 году. Тогда в этом учебном заведении работала замечательная плеяда выпускников Петербургской академии искусств — живописцы В.Волков, М.Энде, В.Хрусталев, скульпторы М.Керзин, М.Шульц. В 1923 году все они дружной командой переехали в Витебск на работу в художественный техникум. Михаил Аркадьевич Керзин стал директором. Разное вспоминают витебские искусствоведы о тех преобразованиях. Ведь были у витебской художественной школы и другие времена, другие наставники. К своим учителям в 1924 году присоединился для продолжения образования и Андрей Онуфриевич Бембель. Следует вспомнить, что в то время в Витебском техникуме учился и художник Роман Семашкевич, так, наверное, до конца сегодня и не открытый. Уже в близкие к нам годы была издана книга о славных уроженцах Велижа. Судьба Андрея Бембеля нашла в ней достойное отражение. И если вам доведется на площади Дзержинского в Велиже увидеть вывеску детской школы искусств, вспомните, какие у художественной истории небольшого уездного городка богатые истоки. Причем совсем недавние, еще и столетия не насчитавшие...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter