В поисках утраченного

Карабановка, Пелагеевка, Подниколье... Сегодня этих названий не найдешь ни на одной официальной карте Могилева. Между тем эти названия некогда окраинных районов города нет–нет, да и упоминают в разговорах коренные жители...

Карабановка, Пелагеевка, Подниколье... Сегодня этих названий не найдешь ни на одной официальной карте Могилева. Между тем эти названия некогда окраинных районов города нет–нет, да и упоминают в разговорах коренные жители.


Покровский посад, более известный в народе как Подниколье, — сегодня очень живописное, поросшее кустарником и деревьями место. Но и не более. Когда–то же это был богатый район города. Здесь стояли могилевские синагоги, а прилегающие кварталы стали местом компактного проживания евреев. Именно на Подниколье в 1680 году построили знаменитую деревянную синагогу, которую спустя 30 лет — в 1710–м — расписал художник из Слуцка Хаим бен Ицхак Халеви Сегал. С легкой руки Марка Шагала, упомянувшего о том, что это якобы его дед, появилась легенда о преемственности поколений. На самом деле Сегал никакого отношения к Шагалу не имел. В 30–х годах синагогу постигла та же участь, что и большинство храмов иных конфессий. Сначала ее закрыли, а потом уничтожили — просто разобрали на дрова...


А вот Свято–Никольскому монастырю, расположенному неподалеку, повезло больше. Сегодня это единственный памятник старины, уцелевший на территории бывшего Покровского посада. Строительство дошедшей до нас каменной церкви Святого Николая началось в 1669 году и закончилось в 1672–м. В 1793 — 1796 годах рядом со зданием Свято–Никольского храма построили зимнюю церковь Преподобного Онуфрия Великого.


Свято–Никольский храм был очень богато украшен фресками, причем не только изнутри, но и снаружи нанесены росписи в виде геометрического орнамента. Здесь руками могилевских мастеров был создан прекрасный иконостас с объемной сквозной резьбой, которая в российском государстве в XVII веке иначе как «белорусской резью» и не называлась. Для прихожан иконостас храма стал предметом особой гордости и почитания. Потому, наверное, когда в 1708 году по приказу Петра I российские войска жгли Могилев и весь посад оказался объят пламенем, когда в огне пожара гибли жилые и хозяйственные постройки, в первую очередь прихожане бросились спасать иконостас, книги и церковную утварь.


Последним довоенным священником храма был Михаил Лещинский, служивший здесь с 1901 года. После его смерти в 1934 году приход закрылся. В 1936 — 1937 годах в стенах святыни устроили пересыльную тюрьму, в 1946–м здание заняли под книжную базу. Позже оно стояло заброшенным, с прохудившейся кровлей, и дождь заливал стены с уникальными росписями. О «заботе» государства напоминала лишь охранная доска на стене монастыря, да сгнившие леса для так и не начавшейся ни в 60–х, ни в 70–х годах XX века реальной реставрации.


После восстановления в 1989 году Могилевской епархии здание Свято–Никольского монастыря передали верующим. Сейчас в Свято–Никольском храме находятся иконы Божией Матери Барколабовской и святого Николая Мирликийского — образцы могилевской школы живописи середины XVIII века.


Покровский посад (или, если будет угодно, Подниколье) ежегодно подвергался затоплению во время весенних разливов Днепра. Скромные огороды, покрытые летом сочной зеленью, грядками с огурцами, луком, капустой, весной представляли собой нечто вроде венецианских каналов. Ежегодно затапливалось до 100 домов со всеми надворными постройками. Но вреда от этого не было никакого. Зная о постоянстве стихии, местные жители отнюдь на нее не сетовали. Потому как осадок ила, остающийся на огородах после очередного разлива, делал землю более плодородной. Хотя предпринимались определенные меры предосторожности. Дома строились на довольно высоких столбах. Каждый хозяин имел небольшую лодку, постоянно «припаркованную» у дверей. Во время разливов обитатели посада своих владений не покидали. Если вода во время паводка покрывала пол, доставали с чердаков запасные лаги и доски и устраивали второй, временный, пол, находящийся выше постоянного. Зачастую дети, играя, проваливались сквозь раздвинувшиеся доски и падали в воду. Но такие холодные ванны оставались для них, как правило, безвредными.


Вместе с людьми в затопленных домах оставался и скот, ютившийся на узких подмостках. Собаки забирались на крыши домов, куры и индейки — на чердаки. А вот уткам и гусям было раздольно. Соседи ходили друг к другу в гости, перебираясь по крышам и чердакам построек да по заборам...


Предместье Карабановка почти вплотную примыкало к нынешнему Печерскому лесопарку. Первое упоминание о Печерске относится к 1632 году, когда головчинский князь Алексей Лахтынович завещал Киево–Печерскому монастырю свое имение, находившееся возле дороги в Могилев. В 1644 году, во время пребывания в городе настоятеля Киево–Печерского монастыря, известного просветителя архимандрита Петра Могилы, имение Печерск отошло к могилевским православным епископам и стало их резиденцией. Впоследствии они владели только частью нынешней территории Печерского парка. На ней размещались архиерейская дача, церковь Святого Георгия, мельница, корчма. Все это было национализировано в 1919 году и превратилось в городскую зону отдыха.


В XVIII веке рядом с владениями православного архиепископа Могилевского Георгия Конисского, богослова, философа, ныне причисленного к лику местночтимых святых, в Печерске разместилась загородная резиденция епископа Могилевской римско–католической епархии Станислава Богуш–Сестренцевича. Он возвел двухэтажный каменный дворец, разбил большой сад с оранжереей, открыл коврово–ткацкую и швейную фабрики, пивоварню, корчму, на реке Дубровенке построил водяную мельницу. Во дворце показывал представления крепостной театр. Там же работала типография. После смерти Богуш–Сестренцевича фабрики были ликвидированы, крепостные получили свободу. В 1820 году дворец передали под военный госпиталь. В середине XIX века здание с некоторыми другими постройками приобрел Могилевский губернский приказ общественной опеки и в 1862 году разместил там богадельню для инвалидов войны. В августе 1908 года туда перевели больных психиатрического отделения губернской больницы. С того времени в бывшей резиденции католического епископа размещалась имеющая недобрую славу психиатрическая больница. В ней трагически погиб и первый руководитель правительства БССР Д.Жилунович (Тишка Гартный).


Стихия не раз преподносила неприятные сюрпризы окрестным жителям. В 1867 году Дубровенка снесла Печерскую и Карабановскую плотины, разрушила мосты. А в 1893 году после аналогичного ЧП в Могилеве вспыхнула эпидемия холеры.


Но сегодня Печерский лесопарк — традиционное место отдыха горожан. А на Подниколье любят побродить с металлодетекторами кладоискатели. Говорят, время от времени им улыбается удача...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter