В поисках утраченного

У каждой из огромного числа больших и малых рек Беларуси есть своя изюминка, своя особенность...

У каждой из огромного числа больших и малых рек Беларуси есть своя изюминка, своя особенность. И Березину, воды которой и близкие ей поселения запечатлены на множестве старых открыток, характеризуют только ей присущие черты. Они - и в этом поэтическом "жизнеписании": "Синь такая, что весны не стало, /синим взглядом пробую смотреть/ в синий дым, где, долетев устало,/ даже утки пробуют синеть./ Вот они над крышами деревни,/ вот над лесом, над Березиной,/ вот уже над шорохом деревьев, вот уже зависли надо мной".


Изяслав Котляров, "принявший крещение от клена" (эти строки - из недавней яркой книги поэта), - из летописцев, создающих лирический портрет Березины прямо на ее берегу: живет мастер художественного слова и собиратель картин в Светлогорске. Поселение с прежним названием Шатилки (были они еще и Шатиловичи) - пристань на берегу Березины. Той самой реки, пролегающей через Беларусь, самой длинной водной артерии. Начало Березины скрыто в болотистой местности севернее Минской возвышенности, там, где природная территория объединена Березинским заповедником, вблизи города Докшицы. В Беларуси река впадает в Днепр - у деревни Береговая Слобода Речицкого района. Читаем в "Живописной России": "Березина, в Минской губернии, течет на протяжении 590 верст. Бассейн ее состоит из 146 рек и речек. Наибольший из притоков Березины - Свислочь, протекающий 211 верст..." Родившись на Свислочи и будучи особенно влюбленным в ее излучины, как-то заговорил о родной реке с писателем-природоведом Рыгором Игнатенко, давним тихим затворником из деревни Поплавы Березинского района. Человек мягкий и интеллигентный, Рыгор Константинович все же в спор вступил. И главным было его понятное желание свой гимн Березине исполнить. Выходит, у каждого - свои любимые реки...


Березина же еще сумела нагрузить на плечи своего течения такой пласт исторической памяти, что он, наверное, не растеряется никогда. Один только 1812 год, со всеми подробностями переправы и сражения под Борисовом во многих томах запечатленный, чего стоит!


Посмотришь на виды старых открыток с адресами в больших и малых поселениях - Борисов, Березино, Бобруйск, Паричи, Якимова Слобода, Горваль - и понимаешь: прав, наверное, писатель, есть у Березины свои убедительные красоты. Не случайно многие поселения у реки издавна носили курортный характер. А Рыгор Игнатенко, будто продолжая со мной спор, не забыл включить в свою новую книгу природоведческих миниатюр ("Зацугляны шчупак"), подготовленную в издательстве "Литература и искусство", адресованный юному читателю рассказ о родной Березине. Его восхищению этой рекой нет предела: "...У Бярэзiне водзiцца розная рыба: шчупак (якi зрэдку дасягае дзесяцi кiлаграмаў), сом вагою да пуда (больш буйныя экзэмпляры сустракаюцца рэдка), судакi, лешч, галавень, язь, лiнь, плотка, краснапёрка, акунь, гусцяра, ялец, ёрш, мянтуз, верхаплаўка. Ёсць у Бярэзiне i белiз, але з-за сваёй вялiкай асцярожнасцi i нешматлiкасцi ён надзвычай рэдка трапляе на рыбалоўныя снасцi.


Да Вялiкай Айчыннай вайны ў Бярэзiне было надзвычай шмат мароны. Гэта вельмi цiкавая рыба. Злавiць яе на вуду альбо спiнiнг - гонар для кожнага рыбака. Але, на жаль, мароны тут цяпер амаль няма, знiкла. I, вiдаць, назаўжды.


Бярэзiна багатая не толькi на рыбу. На сотнях рознай велiчынi азярцоў i старых рэчышчаў, якiя раскiданы скрозь па ўсёй пойме ракi, водзiцца мноства качак розных парод, кулiкоў, вадзяных курачак, лысух, кнiгавак. А ў палях i лясах, што падыходзяць да ракi, - рабчыкаў, цецерукоў, курапатак, слонак i шмат iншага дробнага птаства. У асаблiва старых лясах сустракаюцца i глушцы, але няшмат..."


Красоты Березины, "адной з найпаэтычных рэк Беларусi", все больше притягивают водных туристов. Здесь можно, усевшись в лодку или заняв удобные места на плоту, надолго забыть об окружающем мире и остаться наедине с прибрежными дубравами и корабельными сосновыми лесами.


Из всех поселений, расположенных у Березины, Паричи, городской поселок с пристанью, нечасто вспоминают. А жаль. К счастью, сохранился "портрет" Паричей - и на старой открытке начала XX века. Одно из первых исторических свидетельств о Паричах как о государственном имении относится к XVI столетию. Тогда поселение находилось в Бобруйском старостве Великого княжества Литовского. В 1808 году Паричское имение перешло по завещанию к Ивану Пущину, отцу декабристов Михаила и Ивана Пущиных, знакомому Александра Сергеевича Пушкина. В 1860-е годы в Паричах жил Михаил Пущин, знакомый другого классика русской литературы - Льва Толстого. Он основал Паричское женское училище, что по тем временам стало для провинции событием особенным. Паричи - родина нескольких писателей. В том числе и русской поэтессы Марины Соротиной-Лисовой. Здесь же родился и поэт, певец, композитор Михал Клевнер, написавший немало песен на слова белорусских поэтов. Начиная с 1924 и до 1961 года Паричи были районным центром. Вообще, Паричи по разным причинам притягивали немало народу. Уроженец Паричей - революционер Григорий Львович Шкловский. В партию вступил еще в 1898 году. На III съезде РСДРП представлял минских коммунистов. Один из первых советских дипломатов призыва 1918 года. Из Паричей и театральный режиссер Николай Антонович Мицкевич. Учился в известной белорусской драматической студии в Москве с Татьяной Бондарчик, Стефанией Станютой. Работал в театрах Украины. С 1942 года - в Белорусском театре имени Якуба Коласа. Свидетельство о знакомстве с Паричами как с городком своей юности приходилось мне слышать и от екатеринбургского литератора и военного журналиста Романа Левина. Хорошо знакомы эти места русской поэтессе Любови Шашковой - уроженке Светлогорского района. Сейчас она живет в Алматы, работает редактором отдела поэзии некогда  известного журнала "Простор". И не забывает при случае - когда в Минске, а чаще на расстоянии от Беларуси - напомнить: "Березина - моя поэзия..." Глядя на убегающее вдаль, спешащее слиться с днепровскими волнами течение "адной з найпаэтычных рэк Беларусi", нисколько в этом не сомневаешься...


Кирилл ЛАДУТЬКО.


Фото из коллекции лауреата премии "За духовное возрождение" Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter