В поисках утраченного
02.10.2009
К сожалению, сегодня от былого величия дворцов уже мало что осталось. За долгие годы забвения они пришли в запустение. И все же их неповторимый архитектурный облик впечатляет до сих пор. За исключением усадьбы в Августово — от нее до наших дней дошло немногое. С этого адреса и начнем необычное путешествие по гродненским королевским местам.
После Понятовского фольварком владели многие хозяева, но самым известным среди них был древний ирландский род О’Бриен де Ласси. Сын дворянина Александра и его супруги Габриелы–Генефы Терентий здесь родился и прожил немало. Правда, с большими перерывами. Отсутствовал, когда воевал в японской Цусиме, громил врага во время Первой мировой в составе знаменитой русской «Дикой дивизии», а потом в чине полковника командовал двумя уланскими полками польской армии.
Имению в Понемуни, размещенному в черте города на правом берегу Немана, повезло больше: там дворец сохранился до наших дней. С середины прошлого века в нем жили люди, разместился детдом. В начале девяностых годов один из главных шедевров дворцово–парковой архитектуры Гродненщины пытались восстановить, но финансы скоро иссякли, на том все и закончилось. Тем не менее к реставрации уникального объекта еще не поздно вернуться. По мнению авторитетного гродненского историка архитектуры Игоря Трусова, посвятившего изучению исторического наследия принеманского края много лет жизни, именно резиденция польского короля в Понемуни является вершиной творчества Джузеппе Сакко. Возле дворца был разбит парк, в самом здании действовала каплица... Сюда часто приезжал на отдых Станислав Август Понятовский. О чем думал этот монарх, когда готовился отречься от престола? Среди прочего король понимал, что придется расстаться с огромной недвижимостью — в том числе с имением в Понемуни. Так вскоре и произошло.
Отправляемся в этот удивительный по красоте уголок — от него до исторического центра Гродно рукой подать. Прямоугольное одноэтажное здание, построенное Джузеппе Сакко в 1777 году, поднято в центре на один этаж, оттого видно издалека. К нему примыкал глубокий портик с тремя аркадами — своеобразный крытый въезд. Над ним размещался большой балкон с каменной балюстрадой. Главный фасад был обильно украшен разнообразной лепниной.
Впечатляло и внутреннее убранство дворца. Сразу за входом размещались две угловые печи из черного мрамора. На потолках — лепнина, на стенах — мифологические росписи. Сиял и танцевальный зал, где перед королем по вечерам выступали самые прекрасные танцовщицы гродненской балетной труппы. Пол в бальном зале покрывал художественный паркет. Историки утверждают, что его уничтожили в Первую мировую войну квартировавшие там солдаты.
К имению в Станиславово из города вела длинная аллея из высаженных лип, ее еще в народе называли «аллеей любви». Главный въезд украшала фигурная брама. Украшением резиденции стал примыкающий к ней огромный парк с множеством редких деревьев и кустов, там очень любил отдыхать король, а позже и князь Франтишек Ксаверий Друцкий–Любецкий, ставший хозяином имения в 1814 году.
О последнем стоит сказать больше. Именно этой влиятельной особе принадлежала идея постройки Августовского канала, соединившего бассейны Висты и Немана. Несмотря на то, что князь не так часто наведывался в Станиславово, порядок там поддерживался идеальный. На рубеже веков эстафету достойно принял новый владелец — князь Владислав Друцкий–Любецкий. Кстати, он являлся обладателем и первого в Гродно автомобиля. Сохранилось фото, на котором запечатлена эта легковая машина, стоящая внутри портика у главного фасада.
В мирное время в главном здании размещались различные организации. Последний владелец — аграрный университет.
Планы по капитальной реставрации дворца периодически появляются, но с такой же быстротой исчезают. Как и в случае с имением в Понемуни, все упирается в отсутствие необходимых средств. А как хотелось бы оставить потомкам не королевские развалины, а добротные ухоженные строения с удивительной историей.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.