В поисках утраченного

Коллекция старых открыток Владимира Лиходедова — увлекательное путешествие не только во времена забытые. Заглядывая на страницы внушительных альбомов, можно еще и новые туристические маршруты прокладывать...

Коллекция старых открыток Владимира Лиходедова — увлекательное путешествие не только во времена забытые. Заглядывая на страницы внушительных альбомов, можно еще и новые туристические маршруты прокладывать. К примеру, по водным дорогам. И не только Беларуси. Ведь течение рек никакая граница не остановит.


Возьмем Западную Двину, которую чаще называют просто Двиной. Свою тысячу с небольшим километров она растянула на три страны. Начало — на Валдайской возвышенности, в Тверской области. Затем — Беларусь: Суражская низина, Городокская и Витебская возвышенности и снова низина — Полоцкая... Потом — Латвия, где у Западной Двины даже имя появляется другое: Даугава. Кстати, если заглянуть в давние исторические исследования, можно отыскать мнение, что река с древним названием Эридан и есть Западная Двина. Ее же нынешнее имя впервые прозвучало у летописца Нестора.


С Западной Двиной и городами на ней связано много древних легенд и преданий. А какие сочные, наполненные многоликими красками названия у придвинских городов и деревень, с любовью посматривающих с каждого берега на неутомимую труженицу-реку! В начале ее пути — Андреаполь. Не путайте с Адрианополем! Вот как геральдисты описывают герб древнего русского городка: «В зеленом поле щита лазоревая (синяя, голубая) выщербленная оконечность, тонко окаймленная серебром, и на ней золотая ладья с одинаковыми возвышениями на носу и на корме и с четырьмя щитами (тарчами) и тремя веслами, лопастями поверх оконечности на видимой стороне». Следует, вероятно, понимать так: ладья — древние волоки. Синяя оконечность — Западная Двина. Зеленый цвет — лесные богатства.


Из российских городов, относившихся некогда к Витебской губернии (ее забытыми границами мы и руководствуемся, путешествуя со старыми открытками по Западной Двине), на Двине–Эридане стоит и Велиж. Количеством населения этот славный град, богатый на военную историю, тоже невелик. В 1355 году он принадлежал Великому княжеству Литовскому. Упоминается под 1392 годом в летописи Быховца: «Пойде князь великий Витольд, собрався под Псковия: города Велиж, Красный город...» С 1533 поселение вошло в Московское государство. Надо сказать, войны и княжеские походы и становились причиной частой смены Велижем своей государственной принадлежности. С 1772 года город — в составе Российской империи. С 1804–го на него распространяются границы Витебской губернии. В Велиже родился знаменитый белорусский скульптор Андрей Онуфриевич Бембель. А в 1919 — 1922 годах в Велижской народной художественной школе преподавал еще один мастер изобразительного искусства Беларуси — Владимир Яковлевич Хрусталев. Есть у него и примечательная картина — «Концерт лесосплавщиков на Двине». До начала 90–х годов минувшего века Западная Двина в окрестностях города была судоходной. Времена, к сожалению, отобрали у Велижа это замечательное свойство. Но, может быть, ненадолго? И скоро все восстановится?


Двина — это и Витебск, и Полоцк. Вообще, Витебск — из числа городов, о которых любят говорить в сравнении. Например, бывший центр российской губернии и нынешний белорусской области называют «маленькой столицей Ренессанса», подобно Парижу. Причина во множестве художественных дарований, выпущенных в большой мир этим городом на Западной Двине. Река, кстати, тоже превратилась в один из художественных символов Витебска. Она изображена на картинах витебских художников–пейзажистов разных поколений — Анатолия Чмиля, Валерия Чуркина, Александра Подолинского, Сергея Привады, Евгения Пономаренко... Наверное, из их работ можно было бы сложить замечательный художественный альбом «По Двине».


Герб Полоцка — геральдическое подтверждение и его привязанности к реке. В голубом поле барочного щита золотой трехмачтовый корабль с развернутыми серебряными парусами. И волны — того же цвета, что и металл. Согласитесь, гербы городов — поэзия особого рода! Расположенный в устье Полоты, впадающей в Западную Двину, за свою долгую и славную историю древний Полоцк пережил много испытаний. Река тому и свидетель, и вина (например, когда в начале XIII века крестоносцы Ливонского ордена захватывали русские города, двигались они по Западной Двине), и настоящий спаситель...


Из Полоцка по Двине попадаем в поселение Дисна, прежнее название, уводящее нас в XI век, — Копец–городок. Находящийся на пути «из варяг в греки» своим историческим развитием город обязан и Двине, и впадающей в нее реке Дисна. Но так сложилось, что, претерпев многие горести и страдания, город не получил своего развития. Новые столетия, отсутствие градообразующих предприятий, социально–экономические проблемы сделали свое дело, и сегодня Дисна пребывает в своеобразном историческом забвении. Впрочем, пройдите улицами и улочками старого городка, ощутите его атмосферу, и вы почувствуете, что дух старых времен, пусть перед лицом последующих поколений, но обязательно проснется. Такие города не умирают. И кто знает, может быть, новую славу Дисне принесет снова река?


У Друи, расположившейся на левом берегу Западной Двины при впадении в нее Друйки, судьба во многом схожа с дисненской. Первое упоминание о поселении летописи хранят с 1386 года. Сегодня Друя — поселок в Браславском районе. С ним связано имя Андрея Ципоты. Удивительная просветительская настойчивость руководила этим человеком, основавшим несколько школ, гимназию имени Стефана Батория, привечавшим в своих учебных заведениях католиков, православных, иудеев... Ципота выпускал в Друе межконфессиональную (!) газету. При монастыре открыл городской театр. Благодаря настойчивости Ципоты Друю электрифицировали, произошли и другие хозяйственные и экономические преобразования.


Путешествие по Западной Двине — это и история Дриссы (Верхнедвинска), латышских городов Даугавпилса (в Витебской губернии известного как Динабург, а затем Двинск) и, конечно же, Краславы (ранее — Креславка). Во время Второй мировой войны Краславу постигло много горя и трагедий, как, впрочем, и всю Витебщину. В июне 1941 года город защищали части 112–й Пермской стрелковой дивизии Красной Армии. Немцы направили туда 111–й и 121–й пехотные и 18–ю ударную дивизии. О силе сопротивления советских солдат говорит тот факт, что здесь погиб немецкий генерал Отто Ланцелле. Помнит Двина, и как на окраине Краславы 23 августа 1941 года фашисты расстреляли 200 евреев. Освобождение пришло в город 22 июля 1944 года.


...Сегодня, как и в прежние времена, катит Западная Двина свои серебряные воды в море и дальше в океан, унося с ними многие события и эпизоды истории, оставляя в памяти потомков лишь некоторую толику пережитого. Старые открытки помогут нам восстановить некоторые страницы из почти забытого прошлого.


Кирилл ЛАДУТЬКО.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter