В поисках утраченного

Восточные сказки, где в прекрасных падишахских садах гуляют изящные принцессы в надежде на тайное свидание с влюбленным сыном бедной вдовы, дают советы мудрые визири, злые колдуны охотятся за волшебной лампой, а ишаки говорят человеческими голосами, навсегда оставили на моих детских воспоминаниях неповторимый флер очарования и трепета. Сад друзей молодости моих родителей был вполне реальным, но тоже казался мне достаточно необычным - большой, всего в нем вдоволь. Особое впечатление производила огромная черешня. Она ассоциировалась с чем-то непривычно южным. Наша традиционная вишня, чаще откровенно кислая, - да, хорошо знакома. А вот черешня - ее крупные, сладкие ягоды... Прямо под домом - выходи, ешь, сколько хочешь, - просто сказка. Наверное, оттого, что хозяева - люди необычные. Татары. И варенье у них такое вкуснющее - сливы огромные, целехонькие, пропитанные ароматным сиропом... Тоже, наверное, потому, что татары готовили, думала я... Только вот "колдуны", которыми так восхищались мои родители, не вызывали восторга: уж больно огромные и горячие были пельменины с мясом - никак не осилить. Ну а находилась эта страна чудес в Минске, на Татарском конце города - в районе нынешних улиц Гвардейской, Тимирязева...

То, что белорусские татары - мастера в деле выращивания овощей и фруктов, хорошо известно. Недаром место их компактного поселения в Минске называли "татарскими огородами". Кстати, компот из множества фруктов - тоже татарская традиция. Ибрагим Канопацкий, историк, известный человек в татарско-мусульманской среде страны, однажды рассказал мне, откуда идут корни. Из религии, конечно. Компот тот - не просто компот, а "компот Фатимы". Фатима - мать Хусейна, внука Пророка. Случилось так, что Хусейну враги отрубили голову. Когда бедной матери принесли эту страшную весть, она варила компот. И, услышав о такой беде, выронила сразу все фрукты в кастрюлю. С тех пор верующие мусульмане в память о Хусейне варят компот, куда стремятся положить как можно больше разных фруктов.

Белорусские татары - выходцы из Волжской Булгарии и Крымского ханства - впервые появились на землях Великого княжества Литовского в самом конце XIV века. Причем отнюдь не как завоеватели, а по приглашению князя Витовта. Еще в XVI веке перешли на белорусский язык. И хотя не обошлось без некоторой ассимиляции, тем не менее не растворились в местном населении, с которым, кстати, быстро наладили добрые отношения. Сохранить свою самобытность позволили два обстоятельства: религия - ислам, который они неизменно исповедовали на протяжении всех веков, и принцип компактного поселения - Ивье, Новогрудок, Мир, Гродно, Слоним, Ляховичи, Смиловичи...

Перебравшись на белорусские земли, татары сразу же стали строить мечети. В 1591 году в Речи Посполитой проживало около 200 тысяч татар и действовало около 400 мечетей. Самые старые мусульманские приходы в Беларуси были в Некрашунцах под Лидой (с 1415 года), в Ловчицах под Новогрудком (с 1420 года). Сам турецкий султан Мурад III просил короля Жигимонта III посодействовать в деле строительства мечетей в татарских поселениях в Литве.

Однако долгий исторический путь оказался довольно тернистым. Поэтому количество и татар, и мечетей со временем сильно сократилось. На момент третьего раздела Речи Посполитой на землях Беларуси и Литвы уже находилось только 23 мечети и 65 молитвенных домов мусульман. В начале XX века на территории Беларуси работало примерно два десятка мусульманских храмов, к концу же столетия мечетей у нас практически не осталось - сделало свое дело знаменитое: религия - опиум народа.

В более-менее приличном состоянии сохранился только храм XIX столетия в Ивье. Дошли до наших дней также старинные мечети в Довбутишках под Сморгонью, Ловчицах и Новогрудке, но в крайне плачевном состоянии, хотя изначально - очень интересные строения. Ловчицкая мечеть возникла на землях, которые в начале XVI века при короле Жигимонте Старом получил королевский толмач Мартуза Богатыревич. Теперешнее здание мечети (сегодня самое старое среди мусульманских храмов в Беларуси) построено более 300 лет назад. Мечеть в Довбутишках впервые упоминается в Литовских метриках 1558 года. Те, кому посчастливилось видеть, сравнивают ее со сказочным дворцом, из которого вполне могла бы ступать навстречу царю Додону шемаханская царица. Но, увы. Оттуда уже никто не выйдет. Да и мало кто найдет место, где спрятались в глуши лесов и веков остатки старинного храма.

Уже после Великой Отечественной войны, в 60-х годах, разрушили Минскую мечеть. Примерно тогда же подобная печальная участь постигла в столице татарское кладбище - мизар - и те самые знаменитые "татарские огороды".

Сейчас мечети в Беларуси восстанавливаются, строятся новые. Однако всякий новодел отличается от утраченного памятника своим до поры до времени небогатым содержанием. Конечно, пройдет время, люди обиходят и обживут вновь родившиеся храмы, наполнят их жизненной энергией. Но это будет уже другая история. Ведь однажды утраченное прошлое никогда не возвращается, подобно волшебной сказке детства, которая, навсегда уходя из нашей взрослой жизни, оставляет после себя только шлейф грустного сожаления.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter