В поисках утраченного

Очень скоро наше национальное достояние — Беловежская пуща — будет отмечать 600–летие установления на ее территории заповедного режима...

В 1409 году в польских и литовских грамотах появилось название Беловежская пуща. Очень скоро наше национальное достояние — Беловежская пуща — будет отмечать 600–летие установления на ее территории заповедного режима. На торжества ожидается прибытие делегаций более чем 10 государств. Одним из центральных эпизодов праздника станет грандиозный концерт, в котором примут участие около полутысячи артистов из Беларуси, России, Украины, Польши, Литвы. Среди приглашенных почетных гостей народная артистка СССР композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов — авторы популярной, как сегодня модно говорить, культовой песни «Беловежская пуща».


Беловежская пуща — один из главных туристических маршрутов в Беларуси. Каждый год сюда приезжает до 300 тысяч туристов. Однако потенциал национального парка значительно выше. Беловежская пуща — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, произраставшего в доисторические времена на территории всей Европы. И сегодня пуща — один из самых титулованных заповедников в мире. В 1992 году решением ЮНЕСКО государственный Национальный парк «Беловежская пуща» включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (наряду с озером Байкал, дождевыми лесами Амазонки, водопадом Виктория, Дальневосточной долиной гейзеров и многими другими уникальными природными объектами). В 1993 году ему присвоен статус биосферного заповедника. В 1997–м заповедник «Беловежская пуща» награжден дипломом Совета Европы за успехи в деле охраны природы.


Как старый девственный лес пуща упоминается еще в Ипатьевской летописи 983 года. Территория нынешней пущи населялась племенем ятвягов, которые занимались охотой и рыболовством. В XII веке здесь подолгу жил Владимир Мономах, а в 1276 году волынский князь Владимир Василькович основал в этих краях город–крепость Каменец, и сегодня каждый уважающий себя турист считает долгом увидеть уникальный исторический памятник — Каменецкую башню.


Еще Беловежская пуща известна в истории как место любимой охоты самых высокопоставленных особ. Заповедный лес испокон веков славился разнообразием дичи. Поохотиться здесь считалось привилегией королей, царей и богатых вельмож. Одна из известнейших охот в Беловежской пуще состоялась в октябре 1860 года под руководством Александра II как демонстрация миру богатства и могущества Российской империи. В память о том был даже установлен памятник в виде фигуры зубра. После этой охоты до 1894 года в этих лесах никто из царей не охотился. Но о пуще не забыли. Ее готовили для проведения новых развлечений, готовили с истинно царским размахом: возвели охотничий дворец, церковь для царя и его свиты, проложили военно–стратегическое шоссе из Вельска в Пружаны с мостами. И уже с 1894–го до 1912–го раз в три года (кроме 1906–го и 1909–го) здесь проводились грандиозные охоты.


А в конце XIII — начале XIV века пущей владели литовские князья. В 1413 году она перешла в польское владение. И хотя польские короли тоже использовали прекрасный девственный лес как место роскошных охот, здесь установились строгие правила охраны диких зверей. Вообще, как охраняемая природная территория Беловежская пуща известна еще с конца XIV — начала XV века, когда князь Ягайло объявил ее заповедной, оставив право охоты за собой и своим братом Витольдом. Что же побуждало сначала литовских князей, потом польских королей, а позднее русских царей ревностно заботиться об охране пущи? Конечно, обитание в ней зубров. Сначала в 1557 году польский король Сигизмунд Август издал Лесной устав, который воспрещал рубку даже сухостойного леса без билета — его подписывал сам король. А в 1802 году уже вышел указ о заповедности пущи и сохранении зубров. В 1821 году последовал приказ о запрете всякой рубки и охоты в пуще. Однако периодически этот порядок нарушался. Поэтому в 1875 году ради сохранения зубров выделилась часть территории с более строгим режимом хозяйствования. В 1897 году царь Николай II распорядился позаботиться, чтобы пуща сохранила характер первобытного леса, и не стремиться к извлечению наибольшего дохода.


Александр I в 1802 году издал указ о запрете охоты на зубра, а с 1809 года начался регулярный учет этих животных. Кроме того, для охотничьих целей в 1864 году в пущу из Германии завезли оленей, так как своих полностью уничтожили еще к 1705 году. В 1888 году Беловежская пуща перешла непосредственно в собственность царской семьи. И уже через год в Беловеже (ныне Республика Польша) началось возведение огромного императорского дворца, который впоследствии стал использоваться как официальная загородная охотничья резиденция и место отдыха царя, членов его семьи и двора. Строительство резиденции завершилось в 1894 году.


Вырубались и прекрасные пущанские леса. Так, в 1839 году для постройки кораблей здесь заготовили 3.000 наиболее крупных и прямых дубов и сосен–великанов в возрасте не менее 350 — 400 лет. С 1845 по 1848 год для торгового дома «Томпсон и Бонар» вырубили около 13.000 лучших сосен, о чем впоследствии с возмущением писали А.Герцен и Н.Огарев в газете «Колокол». Но наиболее интенсивные рубки происходили в начале XX века. Во время Первой мировой войны в Германию вывезли 4,5 млн. куб. м древесины, причем самых ценных пород. Это почти столько же, сколько заготовлено в пуще за всю предыдущую историю (5 млн. куб. м). Огромный урон нанесла Первая мировая и животному миру. К 1919 году практически исчезли зубры и лани, резко сократилась численность оленей и кабанов. Правда, с этого же момента началась и активная деятельность людей, неравнодушных к природе, направленная на ее сохранение. В Беловеже появился зубропитомник, куда из частных владений, зоопарков, зоосадов завезли 6 зубров, начались работы по восстановлению их популяции. И к началу Второй мировой войны в пуще уже жило 19 особей.


В 1939 году Беловежская пуща вошла в состав БССР, на ее территории организовался Белорусский государственный заповедник «Беловежская пуща».


После освобождения от немецких войск деятельность заповедника возобновилась. Но при установлении государственной границы СССР с Польшей часть заповедника (55 тысяч га) вместе с его историческим центром —  прежним национальным парком и зубропитомником — отошла к Польше. На территории Беларуси осталось 74,5 тыс. гектаров Беловежской пущи практически без базы для научной работы и организационной деятельности. Все пришлось создавать вновь. Появился и новый зубропитомник, куда польские коллеги передали 5 зубров, ставших родоначальниками зубриной популяции в белорусской части пущи.


И при советской власти Беловежская пуща не рассталась со своим традиционным заповедно–охотничьим статусом. В 1957 году ее реорганизовали в Государственное заповедно–охотничье хозяйство. В пуще построили широко известный ныне правительственный комплекс «Вискули».


Теперь наше национальное достояние, Беловежская пуща, находится под постоянным вниманием со стороны государства и под строгой опекой ученых. Национальный парк «Беловежская пуща» — наша гордость!


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter