В поисках утраченного

Утраты и война — понятия неразделимые...

Утраты и война — понятия неразделимые. Самые главные потери, конечно, жизни людей. Сколько их унесла одна из жесточайших войн за всю историю, Вторая мировая, подсчитывают до сих пор, спустя уже почти 65 лет после ее окончания. Новые исследования приносят новые цифры жертв — с каждым разом возрастающие. И счет идет на многие и многие миллионы. Конечно, на фоне массово загубленных людских душ все остальное утраченное приобретает иной масштаб, иной характер. Но тоже очень горький. Ведь материальные ценности — по своей сути есть овеществленные свидетельства жизни прошлых поколений. Таким образом, война разрушительно вторгается не только в современную ей реальность, безжалостно травмирует будущее, но и умудряется потоптаться своими коваными сапогами в прошлом человечества. Оставляя руины в настоящем, она тем самым стирает нашу память о прошедшем, а это значит — о людях, которые тогда жили, любили, трудились, делает так, как будто никого и не было, отправляя в забытье творения ума и рук предков. То, что вы видите сегодня в нашей фоторетроспективе, такие вот ушедшие навсегда моменты прошлого — от изображенных на них улиц и кварталов практически ничего не осталось.


Витебск, улица Замковая. Снимок начала века.  Потом была Первая мировая, революция, гражданская война, порой не оставившие от жизни камня на камне... Так получилось и с этими домами, с этими людьми. Ну а позже свое черное дело сделало фашистское нашествие. В результате где он, знаменитый Витебск Марка Шагала? Только на его картинах. Хорошо хоть они сохранились.


Или Базарная улица в Волковыске. Тоже дореволюционный снимок. Да, хватает грязи, а и как иначе, если народное средство передвижения — подвода, запряженная лошадью. Но обратите внимание: какие прекрасные дома! Просто великолепные фасады! Изящные линии фронтонов, изысканная ковка балконов! Все сделано не просто искусными мастерами, но людьми с тонким вкусом. Как бы такое архитектурное богатство нам пригодилось сегодня. И завтра! Но его нет, утрачено. Навсегда.


А здесь значительно более позднее время: угол Советской и Энгельса в Минске. Узнаваемый вход в Александровский сквер. Но четырехэтажные каменные дома–красавцы напротив, где вы? То ли сон, то ли война какого больного разума унесла вас?


Могилевские пейзажи начала XX века щедро сдобрены видами прекрасных храмов. А теперь гордость города — только недавно восстановленная башня городской ратуши. Ну а больше? Если бы удалось сохранить все духовное наследие, созданное нашими предками! Разве задавались бы мы сегодня унылым вопросом: что бы такого уникального показать заезжим гостям и туристам? Вся страна могла бы тогда претендовать на статус архитектурного заповедника. Земля, где на протяжении многих веков с потрясающей силой развивались все основные мировые религии — православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, — уникальна. Но сколько же ярчайших свидетельств этой уникальности безвозвратно унесено человеческим же безумием.


По официальным архивным данным, среди государств мирового сообщества, втянутых в орбиту Второй мировой войны, Беларусь понесла самые тяжелые людские и материальные потери. За годы войны оказалось разрушено 209 из 270 городов и районных центров, уничтожено 9.200 деревень — многие безвозвратно. Сумма материальных потерь составила 75 миллиардов рублей в довоенных ценах или половину национального богатства республики. Цифры людских потерь варьируют по разным источникам от 2,2 до 3 миллионов человек из 9,2 миллиона довоенного населения (в современных границах). На 80 — 90 процентов были разрушены Минск, Витебск, Гомель. Вот цитата из отчета Национального архива: «Экономика республики по промышленным и энергетическим мощностям была отброшена на уровень 1913 года. Оккупанты сожгли и разрушили 100.465 промышленных производственных зданий. Уничтожено или вывезено в Германию 10.338 промышленных предприятий, включая все крупные электростанции (85 процентов довоенного количества).


Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко–фашистских захватчиков установила, что имущественный ущерб сельскому хозяйству составил 22.471,9 миллиона рублей.


Варварскими методами уничтожались и расхищались предметы искусства и культуры. Согласно данным Чрезвычайной государственной комиссии с 1941–го по 1944 год было уничтожено 10 музеев, ущерб составил 163,4 миллиона рублей. Разграблено еще 8 белорусских музеев. В страны Центральной и Западной Европы вывезены многие произведения белорусского, русского и западноевропейского искусства. Это хранившиеся в Государственной картинной галерее БССР около 1.700 произведений живописи и икон, более 50 скульптур, а также многочисленные рисунки, гравюры, музыкальные инструменты, мебельные изделия. Среди них творения знаменитых мастеров: И.Айвазовского, К.Брюллова, В.Бялыницкого–Бирули, М.Врубеля, И.Левитана, И.Репина, В.Сурикова, а также Микеланджело, К.Растрелли и других. Только небольшая часть похищенного возвращена Беларуси. В годы войны утеряна знаменитая коллекция слуцких поясов, в которых ярко отразились самобытность и высокое художественное мастерство белорусского народа. Самой значительной утратой белорусской общественностью признается исчезновение уникальной ценности, символа нации — Креста Евфросинии Полоцкой, созданного в 1161 году.


Почти полностью оказалась уничтожена республиканская система библиотек, разграблен ее книжный фонд, составлявший 10 миллионов экземпляров. Только из фондов Государственной библиотеки БССР им. Ленина (в 1941 году насчитывалось 2 миллиона томов) было утрачено более полутора миллионов томов, среди которых редкие и старопечатные издания, рукописи. Сегодня около 1 миллиона томов остаются ненайденными.


Разрушению подверглись 5 тысяч театров и клубов.


Оккупантами были уничтожены Белорусская академия наук и 24 научных учреждения. За годы войны было сожжено и разрушено 8.825 из 12.294 школ».


Беларусь лишилась огромного количества своих материальных, духовных, культурных, художественных сокровищ. В огненном военном вихре исчезали бесценные исторические раритеты — свидетельства величия нации. Что до сих пор остается незаживающей раной в душе народа.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter