В поисках утраченного

В истории Беларуси, страны, расположившейся в центре Европы, на перекрестье многих дорог, столетиями переплавлялись в одном котле разные культуры и религии...

В истории Беларуси, страны, расположившейся в центре Европы, на перекрестье многих дорог, столетиями переплавлялись в одном котле разные культуры и религии. Вот и Адам Мицкевич, гениальный поэт XIX века, чье творчество и жизненный опыт принадлежат всем народам и всем временам, не забывал, что истоки его возвышения — белорусская «малая» Отчизна. И конечно же, 210–летие со дня рождения автора «Пана Тадеуша» и «Дзядов» — почитаемый в Беларуси юбилей. В честь события и в память о поэте филокартист Владимир Лиходедов подготовил альбом «Адам Мицкевич на старых открытках конца XIX — начала XX века», продолжающий уже известную в стране и за ее пределами серию филокартических изданий «В поисках утраченного».


Адам Мицкевич ушел из жизни в 1855 году. Фотография тогда еще только начинала делать свои первые шаги. А почтовые открытки и вовсе вошли в широкий обиход гораздо позже. Но тема Адама Мицкевича с развитием фотографии и с самого начала ее почтовой эпохи становится одним из интереснейших направлений в филокартии. Профессионалы и любители фотографируют памятные места, связанные с жизнью поэта, издатели тиражируют репродукции картин, запечатлевших облик нашего соотечественника. Десятки почтовых открыток воспроизводят иллюстрации к произведениям Мицкевича, выполненные изначально для книжных изданий. Все эти материалы и собирал отдельной коллекцией Владимир Лиходедов многие годы. В итоге сложился прекрасный альбом.


Так случилось, что оттиски листов книги, перед тем как им попасть в типографию, мы рассматривали вместе с директором Польского института в Минске Петром Казакевичем.


— Листаю страницы — и к тем знаниям о Мицкевиче, которые скопил за многие годы, добавляю нечто новое. Думаю, книге еще предстоит путь за пределы Беларуси — на международные выставки и книжные ярмарки, к читателям других европейских государств, — дипломат и культуролог, человек, по роду своей профессии открывший немало страниц в истории Мицкевича, он был явно удивлен увиденным.


Следует отметить, как органично в структуру альбома вписывается комментарий известного ученого и публициста–культуролога профессора Адама Мальдиса. Без его проникновенных и эмоционально высвечивающих личность Мицкевича слов книга, состоящая из репродукций почти 400 старых открыток, так ярко не состоялась бы.


Многие страницы альбома уводят читателя, зрителя за границы нашего Отечества. Адам Мицкевич в годы учебы в Виленском университете стал активным участником общества филоматов. И хотя следствие царских властей по деятельности организации началось спустя годы после окончания поэтом университета, наказание последовало суровое. Но не столько по степени тюремных мытарств, сколько через жесткое стремление лишить поэта Отечества. С 1829 года начинаются долгие дороги по странам и континентам Адама Мицкевича. Последовательно, страница за страницей, коллекционер Владимир Лиходедов прослеживает его путь. Всматриваясь в исторические ландшафты Вильно, Ковно, Санкт–Петербурга, Крыма, Парижа, Лозанны, Стамбула (Константинополя), мы путешествуем вместе с опальным поэтом. И получается у нас не праздная экскурсия, а путь к осмыслению трагической судьбы настоящего художника. Поэт, равных которому не так и много в мировой литературе, большую часть жизни провел за пределами Беларуси, Польши, Отчизны, которую он в ранние годы отождествлял с Новогрудчиной, с исторической Литвой. Но Адам Мицкевич был и остается в памяти человечества не только выдающимся художником слова, но и патриотом высочайшего полета. Иметь в своем пантеоне личность такого масштаба — гордость для любой нации.


Страницы уникального альбома — как будто соприкосновение с живым поэтом. А еще больше — осознание того, кем же он был, что значил в разные времена для разных поколений поляков, белорусов, литовцев, как могуч его талант и подвиг творца, гражданина, человека мира. Красноречивость иллюстраций, например, открыток, изображающих водопад Мицкевича в Татрах (а таких в альбоме — не одна, а целых шесть, что свидетельствует о широком и целеустремленном поиске коллекционера), притягивающих, словно магнит, позволяет каждому читателю самому стать романтиком, прикоснуться к океану чувств и впечатлений поэта. Или вот взять реки, вечные путешественники по планете. Они тоже здесь превращаются в персоналии необычной биографии Мицкевича. Новый альбом Владимира Лиходедова значительно выделяется среди других его работ. Коллекционер, располагая, казалось бы, простым арсеналом для разговора с читателем, предстает в роли сведущего и серьезного исторического исследователя. Причем не только жизни и творчества Адама Мицкевича, но и многих других областей нашей многогранной культуры.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter