В поисках утраченного

В отличие от Березы–Картузской и Высоко–Литовска, Давид–Городок не терял второй части своего названия. В угоду времени его не стали переименовывать в поселок Ленинский или какие–нибудь Давыдковичи. Так и оставили городом князя Давида...

В отличие от Березы–Картузской и Высоко–Литовска, Давид–Городок не терял второй части своего названия. В угоду времени его не стали переименовывать в поселок Ленинский или какие–нибудь Давыдковичи. Так и оставили городом князя Давида. Может, никому дела не было до затерянного среди полесских болот местечка? Или спасло библейское имя — Давид?


В 2000–м, когда Давид–Городок праздновал 900–летие со дня основания, появилась на площади, в самом его сердце, скульптура князя Давида. Она изготовлена в мастерской известного белорусского архитектора Леонида Левина, автор же работы Александр Дранец родом из этих мест. Бронзовый князь буквально парит над городом. А вот церковь поблизости — словно теряется. Неприметным стал и памятник Ленину, зачем–то выкрашенный в коричневый цвет...


Впрочем, о князе Давиде и его роли в мировой истории жители Давид–Городка могут еще ох как поспорить!


— Название города происходит от имени князя Волынского Давида Игоревича, получившего во владение Погорынье вместо отобранного у него Владимирского княжества. И как знать, может, имя мифического Змея Горыныча возникло тоже не без участия князя Давида? Дали Давиду эту землю посреди болота, и он тут своевольничал, купцов грабил. Вот и появилось: Змей Горыныч, то есть змей с реки Горынь. — Мой сосед по маршрутке, учитель из Пинска Василий Николайчук, ехал в Давид–Городок на кладбище — привести в порядок могилы родных. Здесь жили его предки. Так что легенда о своенравном Давиде, которую он мне и рассказал, — не его выдумка, она передается из поколения в поколение городчуков (кстати, жители города себя почему–то называют горочуками — без буквы «д» в слове)...


Сначала местность вокруг Давид–Городка принадлежала Киевской Руси, затем — Волынскому княжеству, потом город оказался в составе Великого княжества Литовского. В 1521 — 1551 годах Давид–Городок перешел во владение польской королевы Боны Сфорцы. При благоприятствовании с ее стороны в поселение и его окрестности начали приезжать из Западной Европы евреи. Именно они привезли сюда ремесла и торговлю, а также особенности городской застройки, сохранившиеся до сих пор. При отсутствии проблем с землей дома в центральной части стоят плотно друг к другу. «Главное — в центре жить!» — рассуждают городчуки.


...В 1796 году, когда Давид–Городок получил Магдебургское право и герб — в черном поле река Припять, на берегу коей серебряная пристань с двумя воротами и с пристающим золотым судном, нагруженным товаром, местечко славилось сапожниками и цветоводами.


Цветы — вот что и сегодня отличает Давид–Городок. Жителей здесь немного — всего за 7 тысяч. Столько же — в соседней деревне Ольшаны, расположенной рядом. Но в отличие от ольшанцев, которые снабжают ранними огурцами весь Санкт–Петербург, городчуки везут в Россию семена. Любой ребенок в Давид–Городке без запинки расскажет, что растет в их огороде: астры, гвоздики, настурции, мальва, георгины, петуния... Каждый двор — чуть ли не ботанический сад в миниатюре, каждый цветок — особенный. «Весна», — говорят городчуки, когда у них спрашивают о деньгах. Это значит, что заработали на продаже семян. Отсюда и благополучие.


— Дед имел царское разрешение на выращивание семян, выданное в 1902 году, — вспоминает Василий Николайчук. — Семенами занимались отец и мачеха. У нас в огороде произрастало 72 вида цветов. Мы вставали в 5 утра и с росой собирали семена, чтобы они были качественными и пользовались спросом. Мачеха переписывалась с научными учреждениями, ей присылали семена, она вела дневники, наблюдала, отправляла ученым результаты своих исследований. В российских городах, куда весной привозила наши пакетики с семенами, к ней выстраивалась очередь...


...Поднимаюсь на Замковую гору. Пустое место и только камень с прикрепленной табличкой напоминает: отсюда пошел город. Говорят, до войны здесь стояла церковь. Залетел горящий воробей и сжег ее. В Интернете я нашла снимок горящего храма, сделанный местным фотографом, очень известным в 30–е годы Михаилом Зубеем. В Давид–Городке каждый знает: Зубей сохранил полесский город для истории. Его снимки — летопись предвоенного времени.


В 1937 — 1938 годах произвели раскопки детинца. Польские археологи обнаружили остатки срубных жилых домов и хозяйственных построек — Зарубинецкое селище, — бревенчатых уличных мостовых, деревянной часовни, множество фрагментов глиняных сосудов. Нашли деревянные изделия — навершия булав из кленового дерева, гребни с циркульным орнаментом, костяные шилья, спицы для плетения сетей, а также многочисленные поделки из железа и бронзы. Почти в каждой энциклопедии можно прочесть: город возник в начале XII века. Однако обнаруженный при раскопках местного городища фрагмент глиняной посуды с сохранившимся рельефным рисунком — крест в круге — дает основания предполагать, что Давид–Городок существовал и раньше, потому что таким характерным знаком украшались керамические изделия XI века.


Раскопками 1967 года, которыми руководил Петр Лысенко, вскрыты остатки срубных жилищ, деревянной церкви, деревянных мостовых, несколько богатых погребений. Найдено много изделий из дерева, кости, железа, бронзы, стекла, а также обломки глиняных сосудов. Так что у Давид–Городка древняя история.


...В нынешнем году одна брестская газета наделала шума: мол, возле Давид–Городка американский спутник обнаружил крупнейшее месторождение газа. Увы, «новость» оказалась всего лишь первоапрельской шуткой.


— Легенд действительно много, — совсем не удивляется Василий Николайчук моему рассказу о несуществующем газовом Клондайке. — Одна из них о том, что в 60–х годах прошлого века вблизи Давид–Городка обнаружили белый мрамор. Вторая — что за деревней Лядец неподалеку от Давид–Городка похоронен римский поэт Овидий. С чего бы ему здесь оказаться? Через Давид–Городок проходил путь «из варяг в греки»...


Кстати, о газе. До недавнего времени городчуки топили дровами. И только в 2003 году сюда подвели природный газ. Символический факел зажег Александр Лукашенко. Именно в Давид–Городке в 2000 году на праздновании 900–летия старинного города Президент в своем выступлении пообещал, что Правительство примет специальную программу по возрождению малых городов — таких, как Давид–Городок. Преображение древнего города Давида — пример, как слова превращаются в дело. И народ здесь хороший — трудолюбивый, гостеприимный...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter