В поисках утраченного

Скажите: "Игумен", - и, пожалуй, не все наши современники поймут, что разговор идет о Червене.
Скажите: "Игумен", - и, пожалуй, не все наши современники поймут, что разговор идет о Червене - сегодняшнем райцентре в 62 километрах на юго-восток от Минска. А между тем до середины сентября 1923 года город назывался Игуменом и был центром одноименного уезда, в который входила территория нынешних Червенского, Пуховичского, Узденского, Березинского, отдельные волости Смолевичского, Минского и даже Осиповичского районов. В 1897 году в уезде - 234.792 жителя. А площадь - 9.434,03 квадратного километра. Кстати, по той же - 1897 года - переписи крестьяне составляли немногим больше 173 тысяч. Мещан было 47.006. Дворян в уезде - 12.521. Купцов - всего 164... Это - "кусочек" энциклопедической памяти.

А что касается иных фрагментов, то Червень и сегодня изо всех сил старается остаться в прошлом... На днях позвонили знакомые краеведы. Приглашали на новую выставку Геннадия Матусевича. Съездить не получилось. Но перед глазами сразу встала городская площадь Свободы. Думаю, что за века центр местечка, постепенно превращавшегося в уездный город, а следом - в пыльную районную столицу, сильно не менялся. И здания здесь возраста и кирпичной кладки почтенных. Деревянные скульптуры профессионального мастера Геннадия Матусевича - символ Игумена, музыка Монюшко (родился неподалеку - в усадьбе Убель) и муза Максима Богдановича (в спрятанном от больших дорог Игумене родилась его мама Мария Афанасьевна Мякота).

Вообще, Червень при всех своих попытках идти в ногу со временем отличался и отличается двумя чертами, не каждому из нынешних райцентров свойственными. Высокие образовательные традиции, корни которых насчитывают столетия, и привязанность к провинциальной замкнутости. Что касается игуменской учености... Еще в начале XIX века здесь работала уездная базилианская школа, располагавшаяся, правда, несколько по соседству - в Лядах. А когда школа стала училищем, с ним были связаны судьбы самых разных уроженцев края. Писатель и кинодраматург Анатолий Вольный, великие доктора медицины братья Голубы (один из них - белорусский академик - прожил 100 с лишним лет), композитор Микола Равенский, этнограф и краевед Микола Касперович, художник Михаил Станюта (отец актрисы Стефании Станюты)... Именам несть числа!..

Провинциализм - не обижайтесь, червенцы! - черта даже не столько сегодня приобретенная. Черта, идущая с конца XIX века. С того времени, когда уездный Игумен стороной обошла Либаво-Роменская железная дорога. И город как будто замер в своем развитии. А был же центр!.. Здесь на общественных началах в мировых судьях значился сам Александр Карлович Ельский - коллекционер, архивист, известный всей Европе человек. А где-то на старых кладах - прах писателя и жандарма Ассинкрита Ломачевского. Павел Шпилевский, путешествуя по Беларуси, Игумену немало времени уделил. Правда, путешественники XIX века еще не успели разглядеть тягу Игумена к развитию... Писал же один из авторов "Живописной России" Адам Киркор: "Игумен при р. Игумен... уездный город, беднее всех прочих в Минской губернии..." Если бы Киркор вник в городскую жизнь обстоятельно, то он непременно познакомился бы с местными купцами, которые прямо-таки здорово торговали не только лесом и, по традиции, рожью, пшеничкой, пенькой, но и везли в игуменский край железо, мануфактуру. Больше других старался, как свидетельствует одна из "Памятных книжек Минской губернии", Вульф Зельдович. И кто знает, если бы ближайшая к Игумену станция - не за 30 с хвостиком километров, возможно, именно он, а не общероссийские концерны - "Предмет", "Братья Нобель", "Мазут" - контролировал бы в губернском Минске торговлю железом и нефтепродуктами. Но сослагательного наклонения ни в истории, ни в бизнесе не существует.

Прощаясь с Игуменом прошлых времен, давайте заглянем в фотомастерскую. Их, кстати, как в любом солидном уездном городе, совсем не одна... "У жителей города и окрестностей и сегодня в домашних архивах можно отыскать снимки, которые сделаны в игуменской мастерской Н.А.Фридлянда", - рассказывает червенский краевед Светлана Адамович. А мы заглянем по другому адресу - в мастерскую Лазаря Рытова. Фигура он для собирателей памяти о Червене уникальная. Мастерская живописи и фотографии Л.Рытова работала в Игумене начиная с 1902 года, больше 10 лет. Первые уроки мастерства Лазарь получил в Вильно еще в конце XIX века. После революции Рытовы жили в Минске. Долгожителем был и сын Лазаря - Цадик. Кто знает, может быть, отыщутся еще следы их семейного архива. И в фотолетопись городов и весей белорусских, Игумена и соседствующих с ним поселений добавятся новые страницы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter