В поисках утраченного

Откуда бы ни ехал в городской поселок Большая Берестовица — из Гродно ли, Волковыска ли, Белостока — невозможно не обратить внимания на величественное здание старинного костела из красного кирпича...

Откуда бы ни ехал в городской поселок Большая Берестовица — из Гродно ли, Волковыска ли, Белостока — невозможно не обратить внимания на величественное здание старинного костела из красного кирпича. Оно уже почти четыре столетия возвышается над окрестными невысокими домами. Такое ощущение, будто сама история здесь застыла. Но от прежнего прекрасного храма на главной площади райцентра теперь остались лишь стены. Делалось несколько попыток заняться его восстановлением, однако по различным причинам все откладывалось. За последние годы здесь почти ничего не изменилось, разве что замуровали входные проемы. Таким нехитрым способом закрыли дорогу «черным копателям», которых до сих пор манит некое «золото подземелья», якобы оставленное прежними владельцами костела. Но это одна из легенд, связанных с древней постройкой, скрывающей, правда, еще немало тайн. Попробуем приоткрыть некоторые из них...


Моим экскурсоводом стал методист по сохранению историко–культурного наследия Берестовицкого районного методического центра народного творчества Николай Паценко — главный местный краевед. Мы несколько раз обошли костел, и всю дорогу он рассказывал, как же появился здесь этот огромный храм. Уникальный памятник архитектуры раннего барокко построен примерно в 1615 году каштеляном виленским Иеронимом Ходкевичем, роду которого принадлежала Берестовица и окружающие ее деревни. Архитектура здания связана с именем широко известного в то время королевского зодчего Джованни Тревано, в начале XVII столетия спроектировавшего костел Петра и Павла в Кракове — прототип храма в Большой Берестовице.


Костел был освящен в честь Пресвятой Девы Марии и стал некрополем, где хоронили известных людей Великого княжества Литовского. Часто в Большую Берестовицу приезжал знаменитый представитель рода Ходкевичей Ян Кароль — прославленный военачальник, герой войн со шведами и Османской империей. По преданию, он влюбился в простую местную девушку, однако жениться на ней не мог из–за различия в социальном положении. Но чтобы быть ближе к возлюбленной, Ян Кароль завещал после смерти похоронить его сердце в подвальном костельном саркофаге. Просьбу выполнили в 1621 году, когда отважный полководец пал на поле боя. Раз в год над костелом поднимается белая тень. Это душа Яна Кароля Ходкевича тихо плывет над поселком и ищет свою любимую...


Захотелось увидеть, что прячется внутри, за толстыми кирпичными стенами здания. Но все ходы оказались закрыты. О давнем изысканном убранстве костела поведал мой спутник. Гордостью храма по праву считался резной деревянный алтарь филигранной работы. Здесь же находилась икона Святых ангелов–хранителей, выполненная известным белорусским мастером Франтишком Смуглевичем — профессором живописи Виленского университета. В центре костела размещался престол, покрытый специально расшитыми коврами. На нем — мощи святых, привезенные из Иерусалима, Ватикана, Кракова, Вифлеема. Подземные коридоры вели к таинственной усыпальнице, а в настенных нишах, спроектированных для хранения останков, лежали драгоценности. Конечно, теперь остается только догадываться, где все это располагалось.


Интересна история, связанная с посещением в 1862 году Большой Берестовицы Кастусем Калиновским, дружившим с настоятелем костела Игнатием Козловским. Некоторые исследователи предполагают, что первые номера повстанческой газеты «Мужыцкая праўда» печатались как раз в подвалах храма. Не это ли стало причиной того, что в 1865 году по настоянию гродненского губернатора костел закрыли? Иконы, иную утварь тогда передали в соседнюю Малую Берестовицу.


Тогда черная полоса в судьбе костела только начиналась. Несмотря на то что в 1920 году возобновились службы, двери храма открывались лишь в дни больших религиозных праздников. А через 40 лет их закрыли совсем. С того времени здание стало разрушаться. В нем устроили зернохранилище, склады, открыли столярный цех, а подвалы приспособили для хранения колхозной картошки. О ремонте же прогнившей кровли никто не задумывался. Но в конце 80–х годов прошлого века появились первые попытки восстановить уникальное строение. Начали готовить проектно–сметную документацию, поставили строительные леса. Они простояли три года. В августе 1992 года деревянные конструкции неожиданно загорелись. Возможно, их случайно подожгли дети. При пожаре, который видели за десятки километров, рухнули балки, упала крыша, в полу образовалась дыра. После чего бесхозное здание стало разрушаться на глазах. Развалинами интересовались разве что любители приключений, искавшие в подземных ходах ценности, — после них остались вырытые ямы глубиной до полутора метров. Николай Паценко говорит, никакого золота здесь нет — все вывезли еще в 1865 году, когда костел закрывали.


Несмотря на запущенность, 400–летний костел и сегодня может привлечь туристов. По инициативе Берестовицкого райисполкома несколько лет назад начался сбор средств на его ремонт. Но денег катастрофически не хватает. Районному бюджету такие траты не по силам.


Костел, вернее, то, что от него осталось, конечно, впечатляет. Вот только ходить возле него небезопасно. Ограды нет, а сверху с многометровой высоты на головы прохожих в любую минуту могут свалиться куски кирпича. Одним аистам все нипочем. Нынешней весной, как и каждый год прежде, вернувшись из дальних краев, они обустраивают себе здесь гнезда. Хоть так, но живет старый храм...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter