В поисках утраченного
08.05.2008
Автомобили стали активно входить в жизнь человека более ста лет назад. Именно тогда состоялся первый автопробег, призванный ударить «по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму». Первый трансконтинентальный автопробег Пекин — Париж прошел в 1907 году. Трасса пролегла более чем через 50 городов — это было нечто экстремальное, дорога шла по российскому бездорожью, которое и сейчас вызывает трепет и ужас, там вязнут современные внедорожники, напичканные системами суперпроходимости. Что уж говорить о скромненьких «Студебекерах» и «Руссо–Балтах»? Так начиналась новая эпоха — эпоха всеобщего мирового помешательства на скорости и мощи, на лошадиных силах под капотом, превращающихся в тех монстров, которые сейчас не ездят — летают по нашим дорогам...
Вообще–то Энгельмейера справедливее назвать не автотуристом, а на современный лад — перегонщиком: его главной целью было забрать в Париже изготовленное по спецзаказу авто. История гласит: будучи участником многих гонок и настоящим спортсменом, он не смог поступить так, как делали все покупатели иномарок дореволюционной эпохи, — упаковать автомобиль в ящик и отправить по железной дороге в Россию. Энгельмейер решил проехать на новеньком «Дарраке» до Москвы. Причем не тащиться со скоростью телеги, а передвигаться вполне резво для того времени — 30 — 60 км/ч. Что такое хайвеи и автобаны, тогда никто не знал, и прямые, как луч, шоссе не связывали города. Машина застревала в непролазном песке, слетала с дороги, преодолевала вброд реки. Однако прервали ее путь к Москве два обыкновенных бревна, расположившихся поперек дороги: после всех приключений у автомобиля забарахлили тормоза и он влетел в это препятствие.
Еще одной неприятностью, связанной с возвращением на родину, стали цены на бензин. В России, где, в отличие от Франции или Германии, вовсю шла добыча нефти, он был... самым дорогим. Если во Франции пуд горючего стоил около 3 с половиной рублей, в Германии и Австрии — 4, то в России — без малого 5 рублей. Дороже только в Париже, где цена на бензин выступала своеобразным налогом на езду. Уже тогда нефть становилась «черным золотом», надвигалась эра автомобилизации...
Однако автомобиль все больше превращается в настоящую головную боль современного общества. Загрязнение окружающей среды, проблемы с парковками. А главное, каждый год в автоавариях гибнет огромное число людей. Говорят, происходит это потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью. По–моему, очень метко. Сравнивая раритетные, немного смешные и даже в чем–то нелепые авто со старых открыток и экспозицию новинок мирового автопрома, представленных на недавнем автосалоне «Мотор–шоу» в Минске, как–то даже боязно заглядывать за горизонт времени и пытаться представить: что ждет автолюбителей лет эдак через 50? Воображаю, как в 2058 году некий журналист новой формации будет смотреть на картинки полувековой давности, быть может, читать этот текст и, тихо посмеиваясь, сочинять рассказ о том, что в начале ХХI века автомобили не знали настоящих скоростей и люди считали быстрой ездой какие–то 200 километров в час...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.