В поисках утраченного

Выставка «Православные храмы Беларуси» с успехом продолжает экспонироваться в Жировичском Свято–Успенском соборе...
Выставка «Православные храмы Беларуси» с успехом продолжает экспонироваться в Жировичском Свято–Успенском соборе. Как мы ранее сообщали, идея организовать выставку, основу которой составили редкие коллекционные фотооткрытки на православную тему, принадлежит историку, лауреату премии «За духовное возрождение» Владимиру Лиходедову.

Первый раздел экспозиции посвящен непосредственно монастырю. Во втором разделе экспозиции автор идеи представил уникальные почтовые открытки с редкими кадрами уже не существующих храмов...

Представленные раритеты, безусловно, являются событием уходящего года. Выставка полностью соответствует названию нашего многолетнего проекта «В поисках утраченного» и которая, похоже, вышла за пределы газетного формата...

По следам Пречистой Девы

В духовной жизни белорусского народа особое значение придается почитанию Пречистой Богородицы. Причем это — не абстрактная «традиция», но частица живого реального опыта. «Здесь нам Богородица явилась! Здесь нам Божия Матерь даровала святую икону! Здесь неисчерпаемый источник многих чудес!» — слышим мы сегодня в Жировичах, а эхом отзываются эти слова в Полоцке, Купятичах возле Пинска, в Гродно, Минске, Могилеве, Витебске, Орше, Мстиславле и его окрестностях, в Белыничах, Барколабове, Юровичах, Лядах, Хмелево, в Пружанах и Каменце, а также в других местах нашей родины. Если бы кто–нибудь захотел с самой большой точностью проследить за местом и временем событий, рассказывающих об особом покровительстве Богородицы Беларуси, то он сразу отметил бы, что Святая Дева повсюду и непрестанно покровительствует нам.

Жировичская чудотворная икона Божией Матери — маленький каменный образ, который может поместиться на детской ладони. Однако в большом монастырском соборе, перед высоким иконостасом она не теряется среди других икон, но, наоборот, сразу привлекает к себе внимание, подчеркивая и величие Богоматери, и ее скромность.

Вот перед нами Дева Мария, Царица Небесная и раба Господня, как она сказала о себе самой. Венки и букеты цветов, лампады и свечи еще раз указывают на явление святыни на этом месте.

В конце XV века здесь паслись стада владельца жировичской усадьбы. Народное предание именует его Солтаном и указывает на 1470 год. Однажды пастухи заметили необычайное сияние среди ветвей дикой груши, усыпанной цветом. Подойдя ближе, они нашли небольшой каменный образ, от которого исходил необычайный свет. Поклонившись Пречистой Деве и Богомладенцу Христу, пастухи отнесли икону хозяину. Он же не обратил особого внимания на простой образок и запер его в ларце. Принимая гостей, Солтан вспомнил о находке пастухов и захотел показать икону. Но в ларце ее почему–то не оказалось. На другой день пастухи опять заметили сияние на той же груше. И снова источником света был маленький каменный образ Божией Матери, о чем немедленно было сообщено хозяину. На этот раз Солтан сам лично прибыл на место явления, поклонился Богородице и дал обет на этом месте построить церковь, что вскоре и исполнил. Икону поместили в храме и назвали Жировичской. Божия Матерь привлекла к своему образу многих людей из окрестных городов и деревень. Местные жители и паломники отмечали, что после молитвы перед Жировичской иконой Божией Матери они получают помощь и исцеление. Некоторые паломники, которые в Жирове (так назывались когда–то Жировичи) получили чудесную помощь, в знак благодарности поселились поблизости, чтобы служить Богу и прославлять Пречистую Деву Марию.

На сегодняшний день историки не пришли к согласию относительно даты явления Жировичской иконы, ибо по документам Солтаны стали владеть усадьбой только с 1493 года. Немало и других «белых пятен» в первоначальной истории жировичской церкви, обители и их фундаторов. Ныне чудотворная икона — на месте своего явления, ибо современный Успенский собор построен таким образом, чтобы святая икона размещалась там, где была найдена пастухами, а источник из–под груши оказался в соборных сводах.

Выйдя из собора после поклонения перед чудотворной иконой, мы попадаем в уютный монастырский двор с часовней для освящения воды. Если повернемся лицом на восток, то перед глазами предстают, кроме необходимых жилых и хозяйственных построек, еще две монастырские церкви — Явления Божией Матери и Крестовоздвиженская. Туда также можно пройти по следам современных жировичских монахов и тысяч паломников. Сегодня это собственно монастырская территория и пребывание на ней требует особого внимания и сосредоточенности, ибо здесь являлась сама Пресвятая Богородица и не каждый был удостоен ее видеть. Только самые чистые, такие, как дети. Правда, однажды — и захватчики–чужаки, которым нужно было указать их место...

В XVI веке церковь в Жировичах сгорела, а святую икону не могли найти после пожара. Спустя некоторое время дети, возвращаясь из школы, начали гулять недалеко от того места, где был пожар. Вдруг они увидели жену необычайной красоты, которая сидела на огромном камне. Дети позвали взрослых. Придя, те увидели на камне утраченную во время пожара Жировичскую икону, а перед ней — зажженную свечу. Так Пречистая Богородица, явившись на камне, вернула людям свою святую икону. В память об этом чуде и построена Явленская церковь, в которой и хранится тот самый камень Божией Матери. Над ним сделан святой престол. А еще возле Явленской церкви сохранилась старая липа, которая была свидетельницей многих событий истории. Под ее ветвями молились сотни тысяч людей, ибо на главный праздник Жировичского монастыря — день явления чудотворной иконы (20 мая по новому стилю) — на паперть перед Явленской церковью торжественным крестным ходом приносится святой образ и служится перед ним молебен с акафистом. И это происходит уже не один век.

Жители Жировичей рассказывают еще и о таком явлении Божией Матери. Во время Великой Отечественной войны в Явленской церкви немцы сделали склад боеприпасов. Часовые по ночам стали замечать какую–то женщину, которая приходила неизвестно откуда, приказывала немцам уйти с этого места, а потом бесследно исчезала. Немцы вначале собирались поймать незнакомку (назвали ее партизанкой), но быстро поняли, с кем имеют дело, и решили выполнить строгий приказ. И действительно, неожиданно для окружающих фашисты ушли с территории монастыря и больше никогда туда не возвращались за все время оккупации.

Зафиксированы также сведения о необыкновенных явлениях во время освобождения Слонима в 1944 году. Летчикам дали команду сбросить бомбы на жировичскую обитель. Но ничего не получилось. Одни летчики с высоты не замечали (!) монастырь: на карте обозначен, а перед глазами нет... Другие видели монастырские здания, купола, кресты, но в самолетах перестало работать оборудование и бомбы не смогли упасть.

После войны атеисты, несмотря на все «спецмероприятия», не смогли закрыть монастырь, да и что может сделать человек против воли Божией? Возможно ли кому–либо из людей дерзкой рукой отстранить покров Пречистой Богородицы?!

«И свет во тьме светит...»

В Жировичах ведутся записи чудес от святой иконы. К сожалению, многие исторические свидетельства были уничтожены во время войн и пожаров. Но то, что сохранилось, поражает нас и сейчас, а христиан исполняет глубоким почтением к Пресвятой Деве.

Наиболее известно чудо воскрешения девицы Ирины Войняки, дочери зажиточных и влиятельных жителей Пинска. Смертельно больная Ирина попросила родителей обязательно отвезти ее в Жировичи для поклонения Божией Матери. По дороге девушка умерла. Но родители решили исполнить последнее желание своего чада и доставили покойную в монастырь. Гроб был поставлен перед Жировичской иконой, а монахи начали отпевание. И тут Ирина воскресла, поднялась из гроба и припала на коленях к чудотворной иконе. Всем присутствующим девушка рассказала, что когда она телом лежала во гробе и душой все чувствовала, Божия Матерь сошла с иконы и прикоснулась к умершей. «Встань и служи Богу в монашеском чине», — приказала Богородица. Воскресшая выполнила волю Пречистой и поступила в Пинский Варваринский монастырь. Сохранилась грамота короля Стефана Батория от 10 марта 1580 года о возведении Ирины из рода Войнов в сан пинской игуменьи.

Духовный просветитель

Начиная со второй половины XIX века Жировичский монастырь обрел черты, многие из которых сохранились до сего дня. Храмы и постройки отремонтировали, по–новому украсили. При этом важно подчеркнуть, что наследие минувших веков не было просто отброшено, но переосмыслено и включено в жизнь обители.

Воспитанники духовного училища, открывшегося в середине XIX века, стали неотъемлемой частью насельников Жировичей. Без них нельзя было уже представить себе древний монастырь, особенно отправления в нем богослужений. Жировичские монахи, учащиеся и местные жители жили дружной семьей, помогая друг другу. Центром же притяжения всех была Жировичская чудотворная икона Божией Матери.

Христиане каждый день исповедуют духовную аксиому: все происходит по промыслу Божиему — наивысшей воле Творца вселенной. Господь даже испытания и несчастье направляет к благим целям. Так и в Жировичском монастыре, особенно на рубеже XIX — XX веков многие трудности, в конце концов, послужили только большей славе и почитанию чудотворной иконы Божией Матери и, безусловно, к духовной пользе людей.

В 1920–е годы польская власть начала кампанию передачи католикам бывших униатских храмов. В числе других базилианских каменных зданий были заявлены претензии и на здания Жировичского монастыря. Но население сразу всколыхнулось, и из разных сторон Западной Белоруссии пришли в Жировичи крестные ходы, чтобы засвидетельствовать, что большинство местного населения — православные, а монастырь и икона — православные святыни.

XX век выявил немало святых и подвижников, жизни которых непосредственно связаны с жировичской обителью. Эти люди, такие же, как и мы с вами, восприняли животворящий свет чудотворной иконы, осветили им не только свои души, но и многих, кто имел счастье встретиться с ними.

Трагическими обстоятельствами прошлого столетия, гонениями на веру Христову и Церковь, военными лихолетьями объясняется то, что большинство святых жировичского патерика — мученики. Назовем дорогие для нас имена, чтобы еще раз обратиться к ходатайству святых за Беларусь и за каждого из нас.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий. После смерти патриарха Тихона в 1925 году он стал местоблюстителем Патриаршего престола. Внезапно был арестован как «непримиримый к советской власти контрреволюционер» и все время был в тюрьмах и ссылках. Расстрелян в 1937 году. С Жировичами связан начальный период жизни святого Петра: сразу после окончания Московской духовной академии Полянский был назначен смотрителем Жировичского духовного училища. Десять лет (с 1896 по 1906 г.) Петр Федорович Полянский прожил в Жировичах и оставил о себе благодарную память среди монахов, учащихся и местных жителей. Его авторитет тогда был настолько высок, что жители Слонима избрали Полянского мировым судьей. А им мог быть только человек, безупречный во всех отношениях.

Священномученик Иосиф (Сченснович), диакон. Житель Жировичей и выпускник Жировичского духовного училища (окончил его при святом Петре). Во время бегства в Россию служил псаломщиком в Москве. Принял сан диакона в 1920–е годы на Украине, в то время, когда некоторые священники даже отказывались служить, чтобы сохранить себе жизнь. Эта черта характера простого диакона — не бояться гонителей, а служить Богу — тогда много значила. Не каждый, имеющий семью, был способен на такой шаг (Сченснович растил троих детей). Мученик был арестован осенью 1937 года и вскоре расстрелян.

Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский. Житель Волыни. В молодости был учителем народных школ. Потом получил юридическое образование. Заботился о матери и ухаживал за ней до самой смерти. В 1900 году в возрасте 49 лет стал монахом. Церковной властью направлялся в различные монастыри. В 1906 году был казначеем жировичской обители. С 1910 по 1932 год служил в Козельщанском монастыре под Полтавой. Затем избран епископом. В 1938 году арестован в Харькове и расстрелян.

Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский. В начале XX века был епископом Саратовским и членом Синода. За выступление против «старца» Г.Распутина в 1912 году сослан в Жировичский монастырь. После февраля 1917 года назначен на Тобольскую кафедру. В 1918 году арестован большевиками и после пыток утоплен в реке.

Преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский. Житель деревни Большое Подлесье Ляховичского района Брестской области. В начале 1920–х годов стал жировичским послушником при архимандрите Тихоне (Шарапове). В 1941 году вместе со священником Г.Кударенко послан из Жировичского монастыря на восток Беларуси возродить богослужения в храмах, закрытых безбожниками в 1920 — 1930 годах. Центром миссии был избран город Гомель. Потом служил в Минске и Гродно. Арестован в 1944 году «за помощь оккупантам». Погиб в заключении. Известен как человек высокой духовной жизни, молитвенник и проповедник.

Среди жировичских насельников, известных своими духовными дарованиями, нужно вспомнить также епископа Тихона (Шарапова), митрополита Пантелеимона (Рожновского), архиепископа Ермогена (Голубева). Их жизнеописания и многих других послушников Матери Божией в Жировичах занимают не последние страницы монастырского патерика.

Нельзя не вспомнить жировичских старцев — монахов, избранных Богом для руководства всеми, кто ищет спасения от греховных пороков или наставления в трудных житейских ситуациях. Признанными в Жировичах старцами были афонский иеромонах Иероним, архимандрит Игнатий (Кударенко — сподвижник святого Серафима Жировичского), схиархимандрит Порфирий, схиархимандрит Иоанн (Маслов)... Далеко известным за пределами Беларуси был схиархимандрит Митрофан, который совсем недавно отошел ко Господу. И с каким умилением и почтением он относился к Жировичской иконе Божией Матери! И учил этому каждого.

Начало нового века и тысячелетия еще ярче показало значение Жировичей для духовной жизни белорусского народа. Лучи света от святой иконы не уменьшаются, не гаснут, а распространяются все больше и больше, не ослепляют и не обжигают людей, но светят им и согревают души.

Протоиерей Георгий СОКОЛОВ.

Жировичи — Могилев — Славгород.

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение»

Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Обратная связь

Главному редактору газеты «Советская Белоруссия»

Уважаемый Павел Изотович!

Сердечно благодарим за организацию фотовыставки «В поисках утраченного» из материалов Владимира Лиходедова.

Братия монастыря всегда молится о благоустроении дел наших благодетелей, о здравии их и спасении, о мире на Земле. Пусть Господь Бог, взирая на милость Вашу и добрые дела, даст силы и в дальнейшем служить Ему и людям, пошлет Вам помощь и успех в благих начинаниях и воздаст по трудам Вашим!

С уважением и благодатью, наместник Свято–Успенского Жировичского монастыря архиепископ Гурий».

Шаноўная рэдакцыя!

У нумары «СБ» за 9 кастрычнiка 2007 г. Вы надрукавалi матэрыял аб адкрыцьцi ў Жыровiцкiм манастыры экспазiцыi «Праваслаўныя храмы Беларусi». Серыя з 27 малюнкаў узнаўляе аблiччы Беларускiх Праваслаўных храмаў, большасьць якiх была зьнiшчана у XX стагодзьдзi. Дазвольце невялiчкiм вершам выказаць шчырую падзяку аўтарам — Уладзiмiру Лiхадзедаву i ягонай жонцы Нiне — за iх шчодры дар.

* * *

Р.Б. Нiне i Уладзiмiру

...красу вякоў, што час бясоўскi

аж да падмурку зруйнаваў,

ад ласкi Божай захаваў

людзям Ваш талент мастакоўскi...

...жывiце шчасна, немаркотна,

зь любоўю, з густам i са смакам...

i дай Вам Бог дажыць да сотнi —

ды з добрым Беларускiм гакам!..

15 кастрычнiка 2007 г.

...грэшны iнак

населельнiк Сьвята–Усьпенскага

Жыровiцкага манастыра.

Инок Николай (в миру поэт и философ Олег Бембель).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter