В поисках утраченного

Древние храмы, величественные замки, старинные дома сохранились во многих уголках Беларуси, а особенно — на Гродненщине. Сегодня мы окунемся в глубь веков и совершим необычное ретропутешествие по дворцово–парковым усадьбам, вокруг которых до сих пор ходит много легенд
Древние храмы, величественные замки, старинные дома сохранились во многих уголках Беларуси, а особенно — на Гродненщине. Сегодня мы окунемся в глубь веков и совершим необычное ретропутешествие по дворцово–парковым усадьбам, вокруг которых до сих пор ходит много легенд.

Первая остановка — в городском поселке Желудок Щучинского района. Там находится старинное родовое поместье князей Святополк–Четвертинских. В его состав входят дворец, террасный парк и небольшой одноэтажный домик, где в позапрошлом веке жили желудокские помещики. Но для местных аристократов, принимавших много гостей, он был слишком мал. В 1907 году наследник славного рода Владимир Четвертинский с помощью итальянского архитектора Маркони начал строить новый дворец. Роскошный двухэтажный особняк в стиле необарокко с элементами рококо стал настоящим украшением не только поместья, но и всей округи. Со стороны въезда находился портик с двумя парами колонн, которые поддерживали балкон. Над овальными окнами верхнего яруса выделялась каменная резьба с изображением герба Четвертинских.

Но недолго в парке играла музыка, а во дворце собирались званые обеды. В Первую мировую войну там уже хозяйничали солдаты различных армий. Интерьер постепенно разрушался, исторический памятник стал приходить в упадок. Военные вернулись во дворец после Великой Отечественной войны, приспособив его для казармы и клуба. В 1989 году дворцово–парковый комплекс передали для конверсии. Предлагались различные проекты, чтобы «оживить» здания, но денег на реставрацию никто не выделял.

9 лет назад родовое имение посетила княгиня Изабелла Четвертинская — внучка князя Людвига Святополк–Четвертинского. Гостья из Брюсселя хотела восстановить поместье, в нем она жила около пяти лет. Планировала там открыть белорусское представительство Мальтийского ордена, одним из руководителей этой общественной гуманитарной организации она в ту пору являлась. Позже интерес к дворцу проявила православная церковь. Но ни один из вариантов не нашел продолжения. И по сей день старинная княжеская усадьба разрушается и ждет настоящего хозяина.

Дворцово–парковые ансамбли возводились и в окрестностях Гродно, теперь это уже территория города. Частично сохранились четыре усадьбы, три из них королевские, строились для Станислава Августа Понятовского. От одной из них, Августово, остались лишь корчма и каплица. По плану «Выкопировки части города Гродно по левой стороне реки Неман...» 1797 года, найденному несколько лет назад в архиве, можно судить о масштабах имения. Его восточная граница проходила в районе современных улиц Зана, Кутузова, северо–восточная примыкала к улице Советских пограничников. С юга и запада границы находились возле нынешних микрорайона Фолюш и улицы Суворова. А улица Репина, где расположена усадьба, в легенде обозначена как тропинка. Резиденцию для Станислава Августа Понятовского строил известный итальянский архитектор Джузеппе Сакко.

На поместье работали мельница, два винокуренных завода. Выгодное географическое расположение, «на почтовой дороге от Гродно через Белосток в Варшаву и над судоходною рекой Неманом», позволяло успешно торговать и получать прибыль.

В конце XVIII века произошло много событий, которые повлияли на жизнь последнего польского короля и его усадьбы. Царица Екатерина Вторая заточила Станислава Августа Понятовского в стенах Нового замка, а сама передала имение богатому ирландскому семейству О’Бриен де Ласси. Корчма с портиками и террасами, мансардой после реконструкции стала жилым домом для западноевропейского графа.

Удивительна судьба новых хозяев бывшего королевского имения. В 1885 году у дворянина Александра и его супруги Габриелы–Ганефы родился сын Терентий. Получив первое образование в Гродно, он уехал в Санкт–Петербург, окончил Морской кадетский корпус. Во время русско–японской войны служил на эсминце «Бедовый», оказался в эпицентре Цусимского сражения и попал в плен. Уйдя с флота, Терентий вернулся в Гродно и занялся сельским хозяйством. Средства позволяли ему отдать немалую сумму на установку памятника бывшему гродненскому губернатору Столыпину. Отставника-офицера ирландских корней направили на фронт Первой мировой войны. За отличные боевые действия он получил русский орден Святой Анны. Затем служил в польской армии, в чине полковника переехал в родовое гнездо. Умер в 1932 году. Похоронен в фамильном склепе — той самой часовне, которая и сегодня стоит в Гродно на улице Репина...

Завершим путешествие в Святске. Эта небольшая деревня в 18 километрах от Гродно, по направлению к Августовскому каналу, известна дворцово–парковым ансамблем Валовича. Памятник тоже возвел Джузеппе Сакко. Дворец, во многом сходный с дворцом Сапег в Ружанах. Он скромнее выглядит, но лучше сохранился. Главный корпус с двумя боковыми соединен галереями. Парадная лестница, залы, гостиная и другие помещения сосредоточены в основном здании. Там применен распространенный для того времени прием композиции фасада с тремя ризалитами. Каждый из слегка выступающих боковых ризалитов отмечен спаренными пилястрами. Внутренняя отделка здания продолжалась до конца XVIII века. Панели стен, камины, двери, рамы для зеркал, консоли, вазоны, мебель были сделаны по эскизам и под руководством Сакко. В оформлении интерьера применены два типа декорации — лепной и живописный. Последний занимал большое место и разнообразен как по стилю, так и по тематике. Стенная живопись изображала античные статуи, ниши, пейзажи.

Рядом с дворцом — живописный парк, водоемы. И теперь там такая же природная красота. Вот только старинное здание захирело. В 30–е годы прошлого века там находился санаторий для наркоманов, в который приезжали лечиться со всей Польши. После войны в огромных залах поместили противотуберкулезный диспансер. Закрыли его лишь недавно. Дворец теперь пустует. Как и в Желудок, в Святск тоже приезжали купцы, даже из России, но дело не сдвинулось. С открытием после реконструкции Августовского канала, расположенного неподалеку, об усадьбе Валовича снова заговорили, однако на том и закончилось.

Посмотреть на уникальный памятник архитектуры приезжает немало людей. Кто–то фотографируется у стен дворца, кто–то любуется вековыми деревьями. Есть и те, кто приходит помолиться в отреставрированную каплицу.

На снимке: Желудок. Дворец. 1916 год.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter