В поисках утраченного

Н едавно прочла, что специалисты Национального политехнического института Мексики создают электронную систему, способную прогнозировать эволюцию человеческого лица.
Н едавно прочла, что специалисты Национального политехнического института Мексики создают электронную систему, способную прогнозировать эволюцию человеческого лица. Каждый теперь сможет увидеть, как он будет выглядеть лет через 10 - 20... Конечно, эта затея придумана не ради забавы. Но мне показалось, что люди лишились еще одной тайны в земной жизни.

Перед вами фотографии соотечественников (специалисты называют такие фото типами), которые можно было и не подписывать. В том смысле, что если бы на открытке не стоял год ее выпуска, мы бы все равно догадались, о каком времени идет речь. Догадались бы по лицам. И вот почему. Каждое время имеет свой отпечаток в любой плоскости человеческого бытия. Уточню, отпечаток - это мода на события и детали повседневной жизни в определенном временном формате.

В ХIХ веке групповой портрет был главным фотографическим жанром. Наши предки - крестьяне, дворяне - фотографировались с равным азартом. Правда, фотооткрытки сельчан дошли до нашего времени, а вот с городскими типажами открыток почти не сохранилось...

Лица...

Однажды кинорежиссер Михаил Николаевич Пташук признался в кругу знакомых журналистов: "Вот парадокс! Все к съемкам готово. Даже деньги продюсеры перевели. А самого главного нет! Нет лиц "довоенных". Таких, у которых выражение радости было бы общим, а горя - индивидуальным. Выражение лица должно быть ну как на фото до войны". Речь шла о съемках фильма "В августе 44-го...". Позже Михаил Николаевич долго и забавно рассказывал, как он искал "довоенные лица" среди нынешних студентов московских творческих вузов. И нашел ведь!

Рассказал, как случайно наткнулся на актера Колокольникова, который впоследствии сыграл в фильме самого молодого "смершевца"... И почему режиссеру позарез необходима была в эпизоде известная польская актриса Беата Тышкевич, которая "одним только своим присутствием создаст эстетику, донесет ритм жизни Западной Белоруссии в годы войны"...

"Довоенные лица", как ни странно это звучит, нам тоже знакомы. Точнее, мы представляем себе стереотип героя того времени через фильмы нашего детства. (Почитателей гоблинов прошу не беспокоиться.) Именно от кино мы отталкиваемся, когда фантазируем себе антураж тех лет. Фильмы, известные нам по кадрам, по коротким мизансценам и репликам!

Вообще-то на положительных героев мы непременно старались походить. Например, раскосые глаза красавицы Самойловой (Вероника в фильме М.Калатозова "Летят журавли") одновременно "подводили" черным карандашом и мамы, и их дочки-матери.

Широкая улыбка обаятельного Крючкова рекламировала не столько удаль парня из нашего города, который одинаково талантливо вспахивал землю на раздолбанном тракторе и душевно затягивал песню об экипаже машины боевой, сколько стиль жизни и превосходство простого советского человека.

А "брови домиком", как у Серовой, казалось, выщипывали все женщины в СССР!

Ну а сельские учительницы, право слово, перешли на пиджаки мужского кроя только потому, что точно такой же носила героиня блистательной Веры Марецкой...

Лица начала ХХ века... Кажется, что все эти люди чувствовали себя во времени естественно и органично. Каждый был на своем месте. А в глазах читается понимание того, зачем они живут...

Какие красивые лица! Несмотря на ужас эпохи, о которой Мандельштам сказал: "Мне на плечи кидается век-волкодав..."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter