В поисках утраченного

Город древних храмов и высоких холмов, королевских замков и редких музеев, брусчатых мостовых и черепичных крыш, ажурных арок и тихих двориков... Так о Гродно говорят и его жители, и гости...
Город древних храмов и высоких холмов, королевских замков и редких музеев, брусчатых мостовых и черепичных крыш, ажурных арок и тихих двориков... Так о Гродно говорят и его жители, и гости. А мы еще добавим: город крутых берегов и длинных мостов, которые их соединяют. Без этих переправ невозможно представить 880–летнюю историю Гродно. Давайте вместе окунемся в глубь веков, чтобы увидеть, как на Немане работали «понтифики» (образовано от слова ponsfacio — возводящий мост). А ретропутешествие начнем в центре города, у Старого моста. Если вы внимательно посмотрите на одну из каменных опор, то ближе к западной части увидите дату — 1907. Это и есть начало строительства металлического моста, соединяющего улицы Мостовую и Липовую (сейчас — Горновых).

Но столетний отрезок — это лишь часть рассказа о неманских мостах. А когда построили первый? Историк архитектуры Игорь Трусов полагает, что в XII — XIV веках такой необходимости не было. Но после победы наших предков под Грюнвальдом в 1410 году изменилась политическая ситуация — Гродно уже не грозили крестоносцы. Перемены произошли и в экономике. Город оказался в центре оптовой торговли солью, которую из–под Кракова по Висле доставляли в Гданьск, а через Балтийское море по Неману — в Великое княжество Литовское. Вот тогда и понадобился мост через быструю реку.

В архивных документах значится и дата его постройки — 1503 год. Это было деревянное сооружение на двух опорах. Гродненские «понтифики» оригинально решили проблему устойчивости конструкции: бревна на опорах поставили вертикально, а пустоты заполнили валунами. Этот мост простоял около 70 лет, выдержал три мощных весенних паводка. На известной гравюре Адельгаузера–Цюндта (1568 г.), где запечатлена панорама города, видна в конце моста «избушка». Именно в ней располагалась первая на территории нынешней Беларуси таможня, взимавшая «солевые» пошлины.

Если первый постоянный мост через Неман располагался почти там же, где сейчас стоит Старый, то вторая деревянная переправа с 1600 года связала берега немного ниже, у подножия Нового замка. Там уже было четыре опоры, а проезжая часть находилась под крышей, наверное, для «растаможки» уже не хватало площадей.

Историки выяснили, что этот мост простоял до апреля 1706 года. Русские войска, отступая, сожгли его. Спустя несколько лет сооружение кое–как восстановили, но во время боев его разбили окончательно. Часть тяжелых орудий упала в Неман и лишь спустя два века их нашли на дне реки (два из них стоят у входа в областной историко–археологический музей).

В XVIII веке правители Гродно делали несколько попыток по сбору средств на новый мост, но ничего не получилось. Горожане вынуждены были почти сто лет обходиться паромом. На плане города 1797 года, однако, есть изображение моста. Но был ли это постоянный или понтонный — исследователи пока не установили.

Время шло, а крепкого моста в городе не было. Деревянная переправа с дощатым настилом, построенная в XIX веке, уже не могла быть пригодна, хотя пешеходам и гужевым повозкам это не мешало. В конце столетия Гродно, где проживало 50 тысяч жителей, снова оказался на перекрестке торговых путей, а значит, требовалось основательное сооружение. За него взялись в 1907 году. 24 июля 1909–го новый железобетонный мост открылся. Городской казне он обошелся в 800 тысяч рублей. Интересно, что назвали его Новым, потом переименовали в Алексеевский, Петрово–Николаевский.

Простояла же громадная махина всего шесть лет. В сентябре 1915 года во время Первой мировой войны отступающие русские войска его взорвали. Из рапорта начальника инженеров на имя главкома фронта стало известно, что, оставляя крепость Гродно, военные подняли в воздух все пять мостов — железнодорожный, шоссейный Петрово–Николаевский и три деревянных, построенных, к слову, русскими солдатами. Только таким способом, посчитали военные, можно было помешать ворвавшимся в город немецким войскам, которые ждали поставок артиллерии и продовольствия.

Рухнув в Неман, Петрово–Николаевский еще долго лежал неподвижно. Город же после войны и революций стал польским. Новые хозяева не могли обойти стороной «мостовую» проблему, но начали не с главного моста, а с временного. Но и он оказался необычным — с многочисленными волнорезами, которые защищали от коварного течения. Расположилась переправа примерно в том же месте, где и прежняя дощатая конструкция XIX века — чуть выше нынешнего Старого моста.

Реконструкция главного шоссейного моста (он получил новое название — имени Пилсудского) завершилась в 1929 году. Но история отвела ему мало времени. С первых же дней войны он оказался под угрозой взрыва. Фашистские самолеты часто бомбили Гродно, и один из снарядов угодил между пролетами. Дыру тогда заложили деревянным настилом. Мост простоял до 16 июля 1944 года. В день освобождения города, когда одна из советских рот перебежками достигла почти середины сооружения, раздался оглушительный взрыв и прибрежный пролет упал в Неман. Так отступающие немецкие войска изуродовали ранее заминированные конструкции.

Спустя пять лет, 30 октября 1949 года, мост, названный в народе Старым, восстановили. До 1971 года он являлся в Гродно единственным шоссейным, пока не построили 300–метровый, соединяющий улицы Поповича и Весеннюю. А 20 лет назад в юго–восточной части города соорудили самый большой мост через Неман (357 метров), названный Румлевским.

Рассказ о гродненских мостах был бы неполным, если бы не вспомнить о железнодорожных переправах. Первая из них появилась в 1861 году, когда открылся один из участков Петербургско–Варшавской «железки» — Поречье — Гродно. В 1934–м однопутный мост, взорванный в годы Первой мировой, восстановили и теперь он единственный на западном направлении.

А завершим путешествие в прошлое Гродно там же, где и начинали, — у Старого моста. Это пока он так называется. Через год–два ему снова могут дать другое имя, вернуть, к примеру, самое первое — Новый. И в этом будет какая–то логика, ведь «старичок» скоро поменяет свой облик. В 2007 году его планируют закрыть на реконструкцию. Специалисты готовят проект будущей грандиозной стройки на Немане. Суть его в том, что сохранятся старые каменные опоры, на которые установят более широкие металлические фермы. Несущая способность новых конструкций увеличится в полтора раза. Вместо двухполосного движения будет четырехполосное. На все работы отводится не больше года, а объект потянет на 11 миллиардов рублей. Но это уже будет другая история нового старого моста.

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter