В поисках утраченного

В детстве (впрочем, и юность не исключение) в надежде открыть какую–то тайну, которую могли хранить древние стены, я облазил множество старых зданий Могилева. Но одно из них — костел Святого Станислава, величественно возвышающийся в самом центре города, — было для меня недоступным...
В детстве (впрочем, и юность не исключение) в надежде открыть какую–то тайну, которую могли хранить древние стены, я облазил множество старых зданий Могилева. Но одно из них — костел Святого Станислава, величественно возвышающийся в самом центре города, — было для меня недоступным. Оно и понятно: в те годы там располагался Могилевский областной архив. А кто, скажите, пустит досужего пацана–«экскурсанта» в место, где хранятся редчайшие документы? Это уже значительно позже — в конце 80 — начале 90–х, — когда архив выехал из культового здания и в костеле начали реставрацию, мне довелось–таки исследовать его буквально сверху донизу. По лесам взбирался под самый потолок, рассматривая фрески с видами средневекового Могилева, нанесенные на огромной высоте. А вот уникальный орган, по преданию числившийся в Ватикане под номером 2, к тому времени уже, увы, не сохранился — его попросту сдали на цветной металл. Друзья–реставраторы показали мне даже настоящий фасад, скрытый от взора ложным, возведенным во время перестройки костела столетия назад. Я поднимался под самый конек крыши и прикасался к до сих пор висящему на первоначальном фасаде какому–то гербу. Говорят, он принадлежал человеку, вложившему средства в строительство костела. Хотя есть и иная история, больше похожая на легенду, рассказывающая о возведении этого здания.

Примерно с 1633 года на месте нынешнего костела находился деревянный монастырь. А через 100 лет — в декабре 1733 года — помещик из расположенного неподалеку от Могилева имения Любуж вместе со слугами совершил набег на город. В результате этого «рейда» многие горожане были ранены, несколько человек погибло. Обыватели решили отомстить и бросились вооружаться. Слуги в страхе покинули своего хозяина. А помещик–грабитель спрятался на территории католического монастыря. Поступок более чем разумный — храмовая территория считалась неприкосновенной и, по идее, сиятельный самодур мог себя чувствовать в полной безопасности за монастырскими стенами. Они, однако, не спасли помещика от народного гнева. Горожане, несмотря на увещевания священников, ворвались внутрь, вытащили обидчика. И, доставив его на торговую площадь, убили. Во время волнений и монастырь, и костел пострадали. Более того — часть утвари под шумок была похищена. Все это власти расценили как злостное святотатство. Чтобы наказать горожан, король приказал разобрать в Могилеве все каменные дома и печи в домах деревянных (кара жестокая — не забывайте, была зима), чтобы из собранного кирпича построить новый костел. Так, по легенде, в городе появился прекрасный храм. Ему в недалеком будущем суждено было стать... центральным костелом Российской империи.

После раздела Речи Посполитой в состав России вошли территории Смоленской и частей Финляндской и Виленской католических епархий. В 1773 году Екатерина II своим указом создала Белорусскую римско–католическую епархию с центром в Могилеве. Кстати, эти коллекционные открытки — документальные свидетели ее былого величия. Границы ее совпадали с... границами России! Официальный Ватикан поначалу выразил протест против такого «самоуправства». Но десять лет спустя папский нунций по поручению Папы Пия VI совершил открытие епархии. Ее границы — вместе с расширением империи — изменялись. В скором времени она простиралась от западных рубежей России до Сахалина. Архиепископ Могилевский, хотя и назывался таковым, с конца XVIII века жил в Санкт–Петербурге, распространяя свою юрисдикцию на тысячи и тысячи километров. В то время католическая епархия с центром в Могилеве и находящимся здесь кафедральным собором была самой большой в мире. Семинария и академия, находясь в столице империи, также носили название могилевских — до 1918 года. В 1926 году Ватикан произвел реорганизацию, в результате которой пространство, на которое епархия распространяла свое влияние, стало значительно меньше — было ограничено границами БССР.

Среди архиепископов Могилевских особо выделяется первый человек, занимавший этот пост. Станислав Богуш–Сестренцевич, получивший образование в университетах Кенигсберга, Амстердама и Лондона, владел практически всеми европейскими языками. Служил в армии, но карьере помешало тяжелое ранение. После выхода в отставку нанялся учителем к князьям Радзивиллам. И... стал героем классической амурной истории — влюбился в одну из своих учениц. Ради будущего счастья из протестантства перешел в католичество. Но свадьбе состояться было не суждено — родителям потенциальной невесты не понравился не очень богатый будущий родственник. Потому учитель–любовник получил отказ от дома — был уволен. Богуш–Сестренцевич поступает в Варшавскую школу приоров, навсегда связывая свою судьбу с религией. Амбициозный священник быстро выдвигается — в конце XVIII века возглавляет различные приходы в Беларуси, а в 1773 году императрица назначает его руководителем епархии. Богуш–Сестренцевич, как говорят, «использовал служебное положение» — благодаря его стараниям в Беларуси появилась целая сеть школ, не без содействия архиепископа был открыт Виленский университет. В 1774 году Станислав Иванович основал в Могилеве типографию, с которой в Беларуси началось книгопечатание гражданским шрифтом. По указу Екатерины II здесь печатались и официальные материалы. В Могилеве в полной мере проявился талант Богуш–Сестренцевича как ученого и литератора. Он написал несколько историко–краеведческих трудов, был автором научной работы «Исследование о происхождении русского языка». Современные ученые допускают, что перу Станислава Богуш–Сестренцевича принадлежала и грамматика белорусского языка.

Быть может, и сам поначалу о том не предполагая, Богуш–Сестренцевич подготовил себе литературную смену. В начале XIX века в его могилевском доме воспитывался племянник — будущий классик белорусской литературы Дунин–Марцинкевич. Правда, поначалу дядя не разобрался в пристрастиях своего воспитанника и хотел направить молодого Винцента на медицинскую стезю.

Умер Станислав Иванович Богуш–Сестренцевич в возрасте 95 лет. По завещанию архиепископа, после его кончины все крепостные крестьяне, работавшие на принадлежащих главе епархии промышленных предприятиях, становились свободными. Причем каждый получил коня, семенной фонд и деньги на приобретение леса для строительства дома. Ну а библиотеку, насчитывавшую более 3.000 томов, приборы для научных изысканий и весьма солидную сумму денег получил костел Святого Станислава.

Костел, кстати, сейчас вновь стал храмом. А на время проведения Международного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа» превращается в концертную площадку — под его сводами звучат выступления конкурсантов...

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter