В поисках тепла

Скоро в Минске начнется строительство экспериментального дома. Миновала зима. Лютые были морозы. Одна из моих знакомых и теперь вспоминает, как жила в своей квартире при температуре около 14 градусов выше ноля. При этом батареи работали в максимально горячем режиме, но тепло все равно куда-то улетучивалось.
Оказывается, сегодня почти 80 процентов всего отечественного жилого фонда (около 220 млн. квадратных метров) обогревают улицу не намного меньше, чем помещение.
— Впервые мы столкнулись с проблемой энергосбережения еще в начале 90-х, — вспоминает заместитель директора института НИПТИС Леонид Данилевский. — После развала Союза мы стали независимыми, и вдруг оказалось, что энергия стоит очень дорого и требует экономного расходования.
Первый белорусский норматив, ужесточающий требования к теплопотерям здания, вышел в 1993 году. Именно с этого года строились дома, в которых зимой при работающих батареях жители уже не замерзают так, как моя несчастная знакомая. В результате введения норматива теплопотери нового жилого фонда удалось снизить в полтора раза: со 150 кВт/ч на квадратный метр в год до 90—110 кВт/ч. Но и это было непозволительной роскошью...
— С конца 90-х годов нашей главной целью стало проектирование и строительство такого жилого дома, который потребляет в несколько раз меньше энергии, чем существующие, — на уровне 30 кВт/ч, — продолжает Леонид Данилевский. — Мы изучили опыт Германии, разработали идеологию возведения таких зданий в наших климатических условиях... Сейчас этот проект находится на последних стадиях разработки, после чего начнется его строительство.
Главный козырь нового проекта (помимо новых стеновых конструкций) — это переход от традиционной системы свободной вентиляции к приточно-вытяжной системе. За этими сложными, на первый взгляд, определениями кроются школьные законы физики. В наших домах идет постоянная вентиляция воздуха — через шахты воздух уходит из квартиры, а через окна и щели воздух приходит с улицы.
В новом доме будет так: в каждой квартире предусмотрена система удаления воздуха через вентилятор в шахты. Второй вентилятор, установленный снаружи, через эту же шахту подает воздух с улицы в квартиру, причем в каждую комнату отдельно по специальным  каналам. При этом оба потока воздуха будут проходить через специальное устройство — рекуператор, в котором между двумя воздушными потоками произойдет теплообмен. В результате на улицу улетит охлажденный воздух, а в квартиру — подогретый. А чтобы рекуператор не засорялся, на входе в шахту будет установлен фильтр.
— Коэффициент полезного действия рекуператора порядка 90 процентов, поэтому потери тепла будут минимальными, — объясняет главный конструктор института Владимир Потерщук. — Скорость вентиляции можно будет регулировать. Одновременно мы решим проблему повышенной влажности в тех квартирах, где установлены стеклопакеты, которые перекрывают приток воздуха.
Известно уже, что дом будет строиться в столичном микрорайоне Красный Бор. Внешне дом ничем выделяться не будет: рядовая 9-этажка от МАПИДа, крупнейшего строительного комбината Беларуси.
— Для того чтобы здание подходило для массового строительства, мы взяли готовый проект и внесли туда минимум планировочных изменений, — продолжает он. Поэтому дом будет экспериментальным для города, но на его будущих жителях никакие “тепловые” эксперименты проводиться не будут. Более того, санитарно-гигиенические нормы в новом жилье будут намного лучше, чем в обычных зданиях, а за отопление жильцы начнут платить в 3—4 раза меньше той суммы, которую мы обычно платим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter