В поисках разумного баланса. Подробную ревизию топливно-энергетических ресурсов необходимо провести в Беларуси.

 Этот и некоторые другие шаги позволят в перспективе довести долю местных источников энергии в топливно-энергетическом балансе страны не только до 25 процентов, как того требует Президент, но и до значительно больших показателей.

Не через ту призму

Необходимо подвести итоги выполненной за последние 10—15 лет работы, разобраться, почему и по сей день местные энергетические ресурсы Беларуси не получили широкого использования. Такой позиции придерживается заведующий отделом экономики ресурсного потенциала Института экономики НАН, доктор технических наук Василий ЕРМАШКЕВИЧ. Он считает, что в дальнейшем в повышении топливно-энергетической безопасности страны большая роль отводится альтернативным, возобновляемым источникам.
По его словам, мы должны оценить потенциал местных ресурсов — древесины, биогаза, ветра, солнца, других, исходя из природно-климатических условий республики, а не исключительно через призму наличия или отсутствия того или иного оборудования в Беларуси.

На ветер надейся, но и сам не плошай

Такую оценку местных энергоресурсов, сообщил В.Ермашкевич, проводили в Институте экономики НАН Беларуси, занимались этим и другие специалисты, были выступления на семинарах, конференциях, есть публикации. Согласно подсчетам, реальный потенциал всех характерных для Беларуси возобновляемых энергетических ресурсов в 2000 году составлял 15,4 миллиона тонн условного топлива (ТУТ), а к 2010-му, если предпринять определенные усилия, может вырасти до 18,3 миллиона ТУТ, к 2020-му — 23,4 миллиона. “К сожалению, наши предложения не находят поддержки из-за наличия среди отдельных чиновников достаточного количества сторонников развития атомной энергетики и нежелания  вплотную заниматься реальным освоением альтернативного потенциала”, — отметил ученый.
Например, по подсчетам специалистов Института экономики, использование только примерно десятой части потенциала ветра приносило бы Беларуси ежегодно 6,5 миллиарда киловатт-часов, что позволило бы экономить до 2 миллионов ТУТ каждый год. Однако использование энергии ветра и сегодня в различных программах развития энергетики чаще считается экономически невыгодным. Между тем, замечает Василий Ермашкевич, еще в 2002 году установленная мощность ветроэнергетического оборудования в Германии составляла 12 тысяч мегаватт. И это превышало нынешний потенциал всех работающих энергообъектов Беларуси более чем на 4 тысячи мегаватт.
В Беларуси уже более двух лет успешно работают две ветроэнергоустановки (ВЭУ) немецкого производства мощностью 270 и 600 киловатт, установленные в поселке Занарочь Мядельского района. Их эксплуатация показывает, что обычные ВЭУ лопастного типа могут быть широко использованы в условиях республики.

А где стимул?

Увеличивать долю использования альтернативной энергетики следует постепенно: закупать опытные образцы импортного оборудования, обкатывать его в наших условиях, а затем приступать к масштабному внедрению. Такой план действий годится как для ветровой, так и биогазовой, солнечной энергетики.
Однако, чтобы процесс развивался успешно, следует создать соответствующие стимулирующие механизмы для частного бизнеса, который способен более успешно справиться с такой задачей. Следует принимать целевые госпрограммы по каждому направлению, выделять льготные кредиты, формировать эффективную систему продажи электроэнергии. Некоторые подходы к решению данной проблемы были предусмотрены в постановлении правительства “О развитии малой и нетрадиционной энергетики” и в постановлении Министерства экономики “О порядке формирования тарифов на электроэнергию, покупаемую от объектов малой и нетрадиционной энергетики”. Однако срок действия этих документов истекает в 2005 году, что не дает даже возможности составления соответствующих бизнес-планов. Необходимо продлить срок действия этих постановлений на 8—10 лет с соответствующими уточнениями. Проект такого постановления подготовлен отделом экономики ресурсного потенциала Института экономики НАН и направлен в вышестоящие инстанции.
Следует также иметь в виду, что использование того или иного вида возобновляемого топлива (древесины, биогаза) и источников энергии (ветра, солнца и других) потребует создания специфической инфраструктуры по производству топлива, его доставке и хранению, монтажу соответствующего оборудования и эксплуатационному обслуживанию.
Необходимо на государственном уровне совершенствовать и нынешнюю политику повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Активные действия в этой сфере уже принесли положительные результаты. Тем не менее по энергозатратам на единицу валового внутреннего продукта мы еще по-прежнему в несколько раз превосходим развитые страны мира. Нужны целевые программы по данной проблеме, и особое внимание следует уделить жилищно-коммунальному хозяйству, энерго- и материалоемким производствам. Пора от энергосбережения переходить к энергоэффективности, для чего целесообразно принять закон об энергоэффективности.

Нам с Россией по пути

Что касается традиционных источников энергии, то, как свидетельствует западноевропейский опыт, для обеспечения безопасности развитые страны мира примерно в равных долях используют три из них — мазут, природный газ и каменный уголь. Для сохранения независимости от конъюнктуры рынка заказы размещаются среди поставщиков из разных государств.
Беларусь теперь импортирует 85 процентов энергоресурсов, подавляющий объем которых поступает из России. Со временем, возможно, доля нашей восточной соседки будет уменьшаться, но еще длительное время останется весомой и определяющей, считает Василий Ермашкевич. При принятии решений, убежден он, следует обязательно учитывать экономическую, политическую и социальную целесообразность выбора того либо иного поставщика.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter