В поисках пропавшего стажа

Правительство не шутило, когда заявляло о поддержке только рентабельных сельхозпредприятий.
Правительство не шутило, когда заявляло о поддержке только рентабельных сельхозпредприятий. Последствия не заставили себя долго ждать. Десятки убыточных хозяйств стали "всплывать кверху брюхом". Только в Минской области процедура банкротства начата против четырех колхозов.

Такую практику можно назвать нормальной. Однако, как и любое дело, она породила множество проблем. С одной из них столкнулись жители деревни Старый Гутков Слуцкого района. О чем и написали в редакцию "СБ". В двух словах ситуация такова.

Раньше в деревне и в соседних населенных пунктах располагалось учебное хозяйство Слуцкого СПТУ N 209. И довольно солидное! Под тысячу гектаров земельных угодий, куча техники, фермы с тысячей голов крупного рогатого скота. Все упомянутое добро обслуживали, естественно, местные сельчане.

К концу минувшего столетия содержать эту базу училищу стало невмоготу. И ее ликвидировали. Работников за ненадобностью уволили. Кого - по сокращению штатов, кого - в связи с ликвидацией. На первых порах Слуцкий райисполком пробовал толково их пристроить - не получилось. В соответствии с КЗОТом уволенным выплатили трехмесячное пособие и поставили на учет в центре занятости. Мол, ищем варианты.

В конце концов людей вместе с остатками былой роскоши (лучшие луга и поля прибрали к рукам соседние хозяйства, а скот, технику и все мало-мальски ценное оборудование животноводческих помещений СПТУ распродало) принял к себе колхоз "Беличи". Благо у него рядом имелся запольный участок.

Вот тут и произошло странное: со сменой субъекта хозяйствования стаж работы на одном месте у старогутковцев пропал! Странно, ибо место осталось, простите за каламбур, на месте. Та же деревня, те же поля, те же фермы. Да и люди вроде те же. Они никуда не уходили отсюда, живут тут.

А что такое - этот чертов стаж? Это плюс несколько дней к очередному отпуску (159-я статья КЗОТа) и прибавка к получке (положение коллективного договора). Возьмем колхоз "Беличи". Трудишься в нем, допустим, от 2 до 5 лет - имей каждый месяц дополнительно 8 процентов от заработанного. А вкалываешь, скажем, свыше 16 лет, то и 16 процентов не жалко. Ухнул стаж - следом ухнули и эти деньги.

...Почти все подписавшиеся под письмом собрались в кабинете начальника старогутковского производственного участка Галины Пархимович. Мы подсчитываем, кто сколько потерял в результате крутых перемен. Грустная какая-то бухгалтерия получается! Сама Галина Васильевна проработала в учхозе 19 лет, Софья Васько - 25, Федор Царикович - 23, Николай Сороговец - 22, Тамара Гуйдо - 19 лет. Выходит, приличные суммы не попадают в их кошельки!

А вот еще момент. Кое-кому из старогутковцев в колхозе пришлось заняться другим делом. Какая разница? Большая! Ведь для некоторых видов сельхозработ предусмотрено снижение пенсионного возраста. Слышите звон? Это разбилась хрустальная мечта Леониды Стульбы: женщина не дотянула всего год до такой пенсии. И не только она одна.

В поисках пропавшего стажа старогутковцы обращались в райисполком. Там посоветовали подать заявление в суд. Вряд ли таким советом нынче можно воспользоваться: для подачи реальных исков все сроки давно вышли.

Как помочь горемыкам вернуть заработанное честным и нелегким трудом? Как помочь вернуть веру в справедливость? Или оставить как есть? Спишем все на издержки рыночной экономики. Дескать, лес рубят - щепки летят. Только это не щепки! Это людские судьбы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter