В поисках островов сокровищ

Каждый из нас в детстве увлекался поисками сокровищ, раскрытием древних тайн.
Каждый из нас в детстве увлекался поисками сокровищ, раскрытием древних тайн. Все эти загадки прятались на берегах рек, ведших "из варяг в греки", на чердаках старых домов. Ну а там, где прошлое оставило более существенные следы вроде заброшенных замков и храмов, нашему воображению непременно рисовались подземелья с запрятанным сундуком с золотом или в худшем случае железная дверь на семи замках с лежащим перед ней черепом с ухмыляющимся оскалом...

Конечно же, детвора, начитавшаяся книжек об островах сокровищ и ищущая приключений на свою голову ради старой монетки или хотя бы кирпича с клеймом позапрошлого века, не подозревает, что занятие поиском древностей - вовсе не удел сумасшедших любителей. Постепенно увлечение это превращается в нечто большее, становится для многих профессией. И занятие это имеет свое имя - краеведение.

В 20-е годы прошлого столетия Беларусь среди своих советских сестер занимала первое место по числу краеведческих обществ и кружков, которые действовали при всевозможных обществах, музеях, в деревнях и городах. Выходил даже специализированный журнал "Наш край" под редакцией Змитрака Бядули (в пору индустриализации и борьбы с национализмом журналу дали более "нейтральное" название - "Савецкая краiна"). Белорусские краеведы успели даже два своих съезда провести, издать десятки книг и брошюр, сборников, посвященных отдельным регионам - Могилевщине, Витебщине, Осиповичскому округу и проч.

К сожалению, как и многие другие начинания, с 30-х годов краеведение было буквально задушено на корню. Но не "забито". После войны оно продолжало существовать, уже не имея поддержки со стороны государства, но став своего рода хобби если не сотен, то уж точно десятков любителей отечественной старины. Они ездили по родному краю, собирая свидетельства "видавших жизнь", зарисовывая старые памятники, записывая легенды и предания.

В начале 90-х краеведческое движение даже пыталось самоорганизоваться: было создано специальное общество, выходил журнал "Беларуская мiну›шчына", но через несколько лет все как-то снова пошло на убыль... Сейчас вроде вновь начинается некое подобие возрождения, первой ласточкой коего стал выход "Краязна›чай газеты", а также организация неформального краеведческого общества в Белгосуниверситете культуры (БГУК).

Что же такое современное белорусское краеведение? На этот вопрос и попытались ответить издатели и авторы "Краязна›чай газеты", собравшись недавно на "нараду" вместе со своими молодыми коллегами из БГУК.

Известный архивист (и краевед, добавлю) Виталь Скалабан считает, что краеведение - это своего рода движение, где абсолютно равными ощущают себя и седовласый академик, и юный "следопыт": "Краевед - это каждый, кто ищет ответы на вопросы, предопределенные, наверное, еще на генетическом уровне, - что было на моей земле до того, как я появился на свет, как здесь жили люди, что творили, во что верили, что оставили в наследие". Современный краевед - это уже не босоногий мальчишка или дед с палочкой. Нередко в краеведение приходят даже из сферы бизнеса. Краеведы - это всегда инициативные люди, которые умеют пользоваться современными технологиями, а многие даже имеют свои странички в Интернете.

Правда, белорусские краеведы пока еще не достигли тех вершин, о которых только можно мечтать, глядя хотя бы на коллег в России. У наших соседей во многих университетах уже преподаются специальные краеведческие дисциплины, как, например, московедение в Москве или петербурговедение в северной столице. У нас же иная задача: хотя бы в общих чертах поведать юным школьникам о родном крае, а дальше - только надежды на самостоятельный поиск представителями молодого поколения.

А отыскать еще предстоит немало. "Одних только захоронений времен Второй мировой войны сколько предстоит обнаружить и упорядочить!" - восклицал Владимир Исаенко, руководитель специального поискового батальона при Министерстве обороны. Но и то, что находится под охраной государства, не всегда должным образом охраняется и сохраняется. Как заметил тот же Исаенко, даже после выхода в 80-е годы "Збору помнiка› гiсторыi i культуры Беларусi", документа, по которому все внесенные в список памятники подлежали тщательному надзору со стороны соответствующих органов, продолжалось уничтожение курганов и могильников, церквей и дворцов. А сколько снесено и перестроено старых домов! И, как всегда, нет ответственных...

Но есть и достижения. Вышло уже более сотни томов историко-документальной книги "Памяць". Все больше людей интересуются своими родословными, а ведь именно с поиска своих корней начинается открытие родной страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter