В поисках нового уклада

Почему наночастицы позволяют получать мегаприбыли

Почему наночастицы позволяют получать мегаприбыли

Сегодня информационные технологии все активнее завоевывают мир, привнося в него новые гаджеты и элементы “умного” дома, и уже в недалеком будущем прогресс проникнет во все сферы нашей жизни. Куда мы движемся и какое применение может найти себе человек при новом укладе?

Инновационное сердце

Недавно на базе научно-технологического парка БНТУ “Политехник” был создан уникальный, первый в стране инновационный кластер, где совпали интересы физиков и медиков — ученых Республиканского научно-практического центра “Кардиология”, Белорусской медицинской академии последипломного образования и Белорусского национального технического университета. С развитием данного кластера начнется становление целой отрасли медицинской промышленности. На данном этапе разработан бизнес-план, идет монтаж оборудования, и к осени планируется начать выпуск двенадцати жизненно необходимых для пациентов продуктов, которые успешно прошли все клинические испытания. Чтобы читатель оценил значимость данного события, приведу пару говорящих цифр. Биологический клапан сердца, если покупать его за границей, стоит 25 тысяч евро, разработка наших ученых, которая вскоре выйдет из стен лаборатории, будет стоить 15 тысяч. Еще наука подарила медикам стентграфт (трубочка, которая вводится в аорту, с ее помощью можно без хирургического вмешательства устранить проблему, к примеру, удалить тромб). “Для нашей страны таких устройств требуется около 200 штук в месяц. Стоят они в Европе 20 тысяч евро, а мы будем производить за 12 тысяч”, — рассказывает один из разработчиков, кандидат технических наук, доцент, профессор БНТУ Владимир Минченя. Также будет освоен выпуск специальной ультразвуковой медицинской аппаратуры и других дефицитных продуктов, таких как, например коленный модуль. “Мы займем под производство сравнительно небольшую площадь, около 700 квадратных метров, а продукции в год планируем выпускать на несколько миллионов евро”, — отметил Владимир Тимофеевич.

Перемены неизбежны

Отдельные проекты несут безусловную пользу, но в целом образ технологического будущего часто представлен рядом “страшилок”. Для такого инертного существа, как человек, боязнь перемен — это нормальное состояние. Один из сценариев того, что ожидает общество в эпоху “гиперразвития”, красочно описан в романе Герберта Уэллса “Освобожденный мир”. В созданном автором мире у человечества есть доступ к новой энергии, для ее производства не нужны моря нефти и горы угля, энергоустановки попутно вырабатывают золото, которое становится дешевле железа, также в распоряжении человечества имеются другие совершенные технологии. Но счастья нет. Безработные, голодные люди радуются возможности служить в армии...

Это своеобразное предупреждение о том, чтобы люди с умом распоряжались совершенными технологиями, во благо, а не во вред человечеству. Ведь совсем скоро мы сможем производить все в изобилии буквально из любого материала, возводить дома за считаные дни. Уже созданы методики лечения тяжелых болезней с помощью биотехнологий, лазеров и акупунктуры, существуют технологии создания быстрого и сравнительно дешевого нового транспорта.

Ученые-исследователи утверждают, что переход к новому технологическому укладу стартовал с конца 2012-го — начала 2013 года и продлится до 2018 года. Сейчас страны, которые находятся на пятом, четвертом, третьем укладах, могут воспользоваться возможностью выйти на шестой технологический уклад. Такой прорыв обеспечит им устойчивое социально-экономическое развитие на ближайшие 40—50 лет.

“Идейные” предприятия

“Одна из причин кризисных явлений в мировой экономике — это смена технологического уклада, — считает ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Анатолий Морозевич. — В связи с этим выживают те, кто смог провести радикальную модернизацию экономики”. Кроме того, ученые-экономисты в сложившихся условиях указывают на необходимость государственного участия в развитии экономики, внедрения современных эффективных систем государственного управления.

Ожидается, что переход от одного уклада к другому будет болезненным, поскольку новые ресурсо- и трудосберегающие технологии могут вызвать потрясения в обществе. При новой “шестиукладной” экономике в том месте, где, к примеру, требовалось десять работников, останется только один-два. Однако наши менеджеры по персоналу не спешат сгущать краски.

— Нам придется меняться вместе с все более совершенными технологиями, чтобы быть конкурентными на рынке труда, — считает председатель правления ассоциации кадровиков Вадим Сорока. — Конечно, придется повышать квалификацию, потому что современные производственные линии необходимо менять чуть ли не каждые три года, как это делают, например китайцы. Поэтому вполне логичен вопрос социальных гарантий. Ведь при повышении производительности труда будет высвобождаться рабочая сила и людям понадобится помощь в трудоустройстве. Наверняка появятся уникальные идеи, под них станут создаваться новые предприятия. И совсем не обязательно этим заниматься государству: у нашего народа огромное количество инициатив. Я считаю, что для экономики большую опасность представляют “лишние” работники на самом предприятии, так называемые скрытые безработные. При таком положении вещей люди, способные трудиться с большей эффективностью, не станут этого делать, потому что рядом будут находиться коллеги, получающие не заработанную ими зарплату.

Процветать вопреки

Есть мнение, что технологии “шестиукладной” эры, по сути, готовят смерть капитализму, поэтому влиятельная финансовая “аристократия” и транснациональные корпорации не позволяют развернуться ученым, которые своими разработками грозят закрыть целые отрасли и обесценить многомиллиардные вложения в них. Ведь нынешнему капитализму выгодно, чтобы все жизненные блага и товары создавались как можно сложнее и дороже. “Из-за рубежа к нам приезжают так называемые светила экономической науки для того, чтобы научить нас работать так, как выгодно их финансовой системе, чтобы мы способствовали не своему, а их обогащению, — считает практик-аналитик в вопросах оптимизации производственных отношений и систем управления Евгений Довгель. — Мы должны сделать усилие и понять, что смотрим на мир, на нашу экономику через призму переворота в своем сознании. Ключ к пониманию в том, что не экономика есть инструмент построения денежной системы, укрепления белорусского рубля и наполнения ее деньгами. А наоборот, правильная денежно-кредитная система (например, существующая в Японии, где предприятия не кредитуют, а инвестируют в них), рациональная налоговая система и система мотивации работников, в основном не через зарплату, а через предоставление ему возможности стать партнером работодателя (получать процент от чистой прибыли, кстати, по такому принципу сейчас оплачивается труд сотрудников интернет-компании Google), могут привести нашу страну к процветанию, независимо от внешних кризисов”.

Невозможное возможно

Перед белорусским обществом стоит задача сделать головокружительный прыжок с четвертого и пятого технологического уклада на шестой! Сможем ли?

Сегодня Беларусь представляет собой “многоукладную” экономику. Ведь приход более совершенных технологий хоть и перекроит мир (даст развитие новым отраслям, закроет нерентабельные производства), но не заставит исчезнуть производителей традиционных товаров и услуг. Уже успешно развиваются машино-, станкостроительная, нефтеперерабатывающая отрасли, которые составляют основу экономики многих передовых стран, например таких, как Германия. Но наряду с этими производствами есть быстрорастущие мировые тренды (сейчас это информационные и мобильные технологии), которые как локомотив тянут за собой смежные сегменты IТ-индустрии и приносят высокие доходы. Например, рыночная капитализация Apple составляет около 230 миллиардов долларов, чистая годовая прибыль этой компании — около сорока миллиардов, а это больше, чем бюджеты некоторых европейских стран.

Смена тренда обеспечит стабильный экономический рост тем странам, которые успеют перестроиться и создадут, к примеру, квантовый компьютер, искусственный интеллект и многое другое. “Высокотехнологическое развитие страны должно стать потребностью общества. В этом случае появляется возможность ускоренного перехода народного хозяйства к новому технологическому укладу. Главным фактором успеха преобразований является наличие в стране высококвалифицированных кадров, несмотря на существенные потери предыдущих десятилетий и обострившиеся проблемы с кадрами в последние годы”, — считает исполнительный директор Республиканской ассоциации наноиндустрии Виктор Казаченко.

Уже создано около десятка небольших, но известных в мире белорусских компаний (численностью около сотни работников) с приставкой “нано”- и “био”. Одна только ассоциация наноиндустрии насчитывает около 18 членов. Успешно выходят на внешние рынки предприятия, выпускающие биотехнологическую продукцию (в нашей стране их около 26). Уже сегодня они показывают рост прибыли в среднем по 20—30 процентов в год. “Наши ученые и специалисты имеют существенные наработки в направлении вакуумно-плазменных технологий и производства соответствующего оборудования, четыре предприятия объединила идея выпуска углеродных наноматериалов (разрабатываются перспективные идеи по их использованию), признана эффективность белорусских нанопрепаратов для агропромышленного комплекса, которые, например, в сотни раз продуктивнее традиционных микроудобрений”, — отмечает Виктор Павлович.

Большие надежды государство возлагает на Китайско-белорусский индустриальный парк, который создается на территории Смолевичского района Минской области. Кстати, президент компании CAMCE Ло Янь отметила, что для начала строительства зданий на территории индустриального парка в мае — июне нынешнего года есть все необходимые предпосылки.

Важным событием в инновационной сфере станет создание Национального научно-технологического парка “БелБиоград”, где в приоритете будут информационные, нано- и биотехнологии, методы генной инженерии.

“Осваивая мировой опыт и опираясь в основном на собственные ресурсы, эффективно реализуя имеющийся научно-технический потенциал, постоянно и целенаправленно развивая национальную систему образования и науки, поддерживая отечественные разработки и высокотехнологический бизнес, белорусское общество, конечно, имеет возможность устойчивого и динамичного развития”, — резюмирует Виктор Казаченко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter