Наш корреспондент передает с Мюнхенской конференции по безопасности

В поисках мудрости

Мюнхенская конференция по безопасности началась с растерянности. Открывавший ее президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер вопрошал: как Европе, обнаружившей себя в центре мировоззренческого конфликта, жить дальше? И как в этой новой Европе жить немцам?

Франк-Вальтер Штайнмайер.

Потому что Германия — не просто организатор и хозяин конференции, Германия — важнейшая страна Европы (по крайней мере, сами немцы в этом твердо уверены). Штайнмайер, который в этом году произносит одну программную речь за другой (по случаю годовщины освобождения Освенцима и бомбардировки Дрездена, например), посвятил свое выступление теме «Мы, немцы, и Европа». Надо отдать должное федеральному президенту: в каждом своем выступлении он говорит об исторической вине Германии. И вчера в Мюнхене он снова это сказал: «В этом году мы отмечаем 75-летие войны, которую развязала Германия. Внутреннее и внешнее лицо Германии невозможно постичь без этой войны. Я бы хотел сказать: мы, немцы, извлекли уроки, но я не могу это сказать. У нас поднимают голову духи прошлого». О «духах прошлого» говорил не только Штайнмайер. 

Интересная дискуссия прошла перед началом конференции — о том, как бороться с проявлениями ненависти в социальных сетях. Говорили о том, что это тот случай, когда «демократические процедуры работают против демократии»: многое технически возможно (например, блокировка IP-адресов, с которых ведется пропаганда ненависти), но законодательства на этот счет еще нет. «Слишком мало и слишком поздно», — говорит Михаэль Фридман, исполнительный директор Центра прикладных европейских исследований. И жалуется на то, что, когда ему поступали угрозы и он пожаловался в полицию, через полгода ему просто сообщили, что угрожавших не смогли найти. «Полиция может быть вполне эффективна, когда борется с киберпреступностью, но совсем неэффективна, когда борется с преступлениями на почве ненависти. Это вопрос приоритетов, и, возможно, чтобы не слишком обидеть участвующего в дискуссии заместителя министра внутренних дел Германии Маркуса Кербера, добавил: «Это касается не только Германии, это и в других странах так». Маркус Кербер парирует: «Мы не понимаем, что находимся внутри гигантского конфликта. Пока мы не осознаем его глубину и размеры, мы ничего не можем сделать». 


Конфликты, конфликты, конфликты — именно об этом будут говорить в Мюнхене больше всего. Руководитель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер с горечью говорит о начавшейся «эпохе безнаказанности», о том, что «недостаточно вам, самым влиятельным людям в мире, просто пожимать плечами: мол, так устроен мир». Самые влиятельные люди мира, приехавшие в Мюнхен, кивают: недостаточно, да. Изменит ли что-то это признание? Большой вопрос. Я бы не обольщалась. 

Есть ощущение, что все понимают, что мир оказался в некотором смысле в таком тупике, из которого не то что нет выхода, но этот выход пока еще никто даже не начал искать. 

Федеральный президент цитирует историка Фукидида: «Великие делают что хотят, малые страдают, как должны». С тех пор как он это написал, прошло две тысячи лет, а звучат эти слова так, как будто их произнесли не вчера даже, а сегодня. 

Франк-Вальтер Штайнмайер говорит, что не должно быть «места страху, нам нужна мудрость, нам нужна ответственность». Но кто возьмет ее на себя? Директор Мюнхенской конференции Ишингер возлагает большие надежды на молодое поколение политиков и предупреждает уважаемых людей в зале: «Возможно, мы приглашаем вас сюда в последний раз, нам нужно больше молодежи». Нам просто нужно на что-то надеяться.

Мюнхен.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter