Контактная группа по Украине возобновила свою работу в Минске

В поисках компромисса

В середине недели в Минске состоялась очередная встреча контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе. Минские соглашения, подписанные 12 февраля прошлого года, так и не были реализованы в полной мере, и их действие пролонгировано на год наступивший. Основные события должны развернуться в феврале—марте в связи с конституционной реформой в Украине и проведением местных выборов на территории самопровозглашенных республик. Пока же на встрече в Минске решались сугубо технические вопросы, связанные с очередной попыткой установить полный режим тишины, а также обменом пленными.


Вместе с тем на дипломатическом поле ведутся маневры, которые могут быть истолкованы как подготовка к решающей «схватке» за окончательный формат урегулирования украинской проблемы. Накануне В.Путин назначил своим полномочным представителем в контактной группе экс-спикера Государственной думы Б.Грызлова. Назначение статусной фигуры на эту должность может указывать на особое внимание Кремля к событиям, которые будут разворачиваться в ближайшее время вокруг Украины. Вслед за этим последовал визит Б.Грызлова в Киев, что само по себе стало беспрецедентным событием, учитывая конфликтный фон российско-украинских отношений и минимизацию политических контактов между двумя странами.

Подробности визита не сообщаются, но очевидно, что речь шла об урегулировании конфликта в Донбассе и о попытке Москвы и Киева «сверить часы» в этом вопросе. Вряд ли здесь можно говорить о каких-то прорывах, тем не менее после визита Б.Грызлова официальный Киев посчитал для себя возможным публично поддержать его инициативу о полном прекращении огня с 14 января.

Впрочем, политическая воля Киева является лишь одним из факторов урегулирования конфликта в Донбассе. Окончательный вариант компромисса невозможен без учета позиций других участников «нормандской четверки», которая стала механизмом представительства интересов ЕС и России в украинском конфликте, а также США, которые формально остаются за рамками нормандской группы, однако оказывают на украинский кризис значительное влияние.

Позиции США и России по Украине остаются антагонистичными, и неспособность Москвы и Вашингтона прийти к компромиссу во многом обусловливает тупик, в который зашел минский процесс. Рассчитывать на улучшение ситуации здесь не стоит, поскольку после подключения России к урегулированию сирийского конфликта, которое было воспринято как дипломатическое поражение США, на уступки в Украине Вашингтон вряд ли пойдет.

Что касается ЕС, то его позиция отличается двойственностью, и сейчас между Москвой и Вашингтоном, по сути, идет борьба за то, на чьей стороне окажется Брюссель в украинском вопросе.

С одной стороны, очевидна давняя «традиция» европейской дипломатии следовать в фарватере американской политики, и до недавнего времени Брюссель и Вашингтон выступали по Украине вполне согласованно. Кроме того, ведущие страны ЕС объективно не заинтересованы в геополитическом и экономическом усилении РФ, поэтому прозападный курс Украины, означавший ослабление связей с Россией, рассматривался как вполне отвечающий интересам Евросоюза и поддерживался им.

В то же время взаимозависимость экономик России и единой Европы привела к тому, что война санкций, объявленная России Брюсселем, бумерангом ударила и по самой Европе, что стало неприятным дополнением к общему структурному, экономическому и миграционному кризису, который переживает Европа. Кроме того, разоренная гражданским конфликтом и политическими катаклизмами Украина для Европы, ослабленной внутренними неурядицами, превратилась в очень проблемный актив.

Поэтому позиция ЕС в последнее время сдвигается в сторону сближения с Москвой с тем, чтобы разделить ответственность (в том числе финансовую) в урегулировании украинской проблемы. Россия также заинтересована в нормализации отношений с Евросоюзом и прекращении войны санкций, негативные последствия которой для российской экономики уже проявились со всей очевидностью. О необходимости нормализации отношений с ЕС 13 января заявил премьер-министр РФ Д.Медведев во время Гайдаровского форума в Москве. Со своей стороны представители ЕС также говорят о возможности скорого прекращения войны санкций. На слова Д.Медведева отреагировала вице-президент Еврокомиссии К.Георгиева, заявившая о возможности пересмотра санкций в связи с прогрессом по минским соглашениям. Возможность отмены санкций не исключает и постоянный представитель ЕС в России В.Ушацкис.

Впрочем, насколько долговременным будет прогресс в российско-европейских отношениях, сказать сложно. Борьба «пророссийской» и «проамериканской» линий в европейской политике продолжается, ее исход далеко не очевиден.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter