В поисках истины

Герой фильма, открывавшего кинофестиваль “Лістапад”, известный кинорежиссер и сценарист Сергей Параджанов в 1970-х был в Минске и оставил на память белорусам рисунки и... “винные” отпечатки

Герой фильма, открывавшего кинофестиваль “Лістапад”, известный кинорежиссер и сценарист Сергей Параджанов в 1970-х был в Минске и оставил на память белорусам рисунки и... “винные” отпечатки

Неблагодарное это дело — писать о кино. Его смотреть надо. Благо у минчан и гостей столицы есть еще несколько дней, чтобы вдоволь насладиться лучшими продуктами мировой киноиндустрии, которые на неделю приехали в белорусскую столицу на ХХ Минский международный кинофестиваль “Лістапад”. Фильмы, отобранные на киносмотр, являются победителями и участниками международных конкурсов и фестивалей. Многие из них претендуют на “Оскар”, а фильм открытия “Лістапада”, биографическая драма “Параджанов” Сержа Аведикяна и Олены Фетисовой, номинирован на премию Американской киноакадемии 2014 года от Украины.

“Лістапад” в разгаре

Кинофорум открылся четыре дня назад и уже успел подарить участникам и гостям достаточно подарков и сюрпризов. Чего стоит один только выход  во время открытия фестиваля белорусских актрис в удивительных нарядах от-кутюр (французского модельера Дени Дюрана) из шелка, кружева и вышивки, декорированных камнями Swarovski, бисером и перьями.  Кроме того, каждый фестивальный день — это встречи с известными кинематографистами, мастер-классы, выставки и десятки ярких фильмов со всего мира, от Аргентины до Австралии.

Любая картина, представленная в программе “Лістапада”, это уже целое событие. Открыла минский кинофорум биографическая драма “Параджанов” об известном советском кинорежиссере Сергее Параджанове. Картина является совместным проектом кинематографистов Украины, Грузии, Армении и Франции — стран, с которыми связана судьба Сергея Параджанова. Армянин по национальности, Параджанов вырос в Грузии, творил в Украине, а признание получил во всем мире. Сергей Параджанов был известен своей образной системой в кино, насыщенной символами и метафорами. У него был неординарный характер и непростой жизненный и творческий путь: большое кино, конфликт с советской тоталитарной системой, тюрьма и... международное признание.

— Символично, что открыла фестиваль именно эта картина. Параджанов вернулся в Минск. Он бывал здесь и представлял публике свои картины, — рассказала сорежиссер, автор сценария и продюсер картины Олена Фетисова.

В 1971 году Сергей Параджанов приезжал в Беларусь на встречу с активной молодежью. Как ни странно, встречу организовал ЦК комсомола — а ведь уже тогда у советской власти было к режиссеру немало вопросов, и многих участников той встречи потом вызывали для беседы в органы безопасности.

— Параджанов представил в Минске фильм “Саят-Нова”, — вспоминает приезд режиссера присутствовавшая тогда на встрече искусствовед Нина Марченко. — Уже тогда говорили: это гениально! Каждый кадр из его фильмов — это произведение, целая картина!

На память белорусам Параджанов оставил книги с автографами, несколько зарисовок, сделанных после официальной встречи в ресторане, подписав их... вином.

— Он просто макал пальцы в вино и оставлял следы на бумаге, — с улыбкой вспоминает журналист Ирина Гуринович. Параджанов всегда отличался неординарным поведением.

Такой живой, необычный и удивительно талантливый Параджанов показан и в фильме, представленном на “Лістападзе”.

— Не могу заставить полюбить этот фильм, могу только представить его с той любовью, с которой я его делала, — добавила Олена Фетисова.

Удивительно, но после просмотра фильма совершенно не хочется говорить ни о нем, ни о чем-либо другом. Хочется помолчать, поразмышлять и пересмотреть все фильмы Параджанова.

Фестиваль как шпаргалка

Впрочем, такое желание — посмотреть как можно больше фильмов — рождается и после знакомства со всей программой фестиваля “Лістапад”. Понятное дело, попасть на все киносеансы просто нереально. Для этого, наверное, надо было бы взять отпуск на недельку. Но что хорошо: программой фестиваля можно воспользоваться как шпаргалкой, когда в очередной раз возникнет вопрос “что посмотреть?”. “Подсказок” вполне может хватить на год, до следующего фестиваля. Причем тут вам и авторское кино, и документальное, и детское.

К слову, конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории “Лістападзік” сегодня подходит к своему завершению. Организаторы фестиваля подготовили для маленьких зрителей не менее обширную и интересную программу.

— Мы формируем человека в детстве, но сегодня все немножко забыли о том, что кино надо сначала делать для маленьких, а потом для взрослых, — поделилась председатель жюри конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории “Лiстападзiк” российская актриса, режиссер и продюсер Галина Данелия.

— Пора обратить внимание на то, чтобы детское кино существовало в движении. Больших результатов мы ждем от маленького “Лiстападзiка”.

А вот основной конкурс продлится до пятницы 8 ноября. У желающих еще есть возможность насладиться хорошим кино.

И не только поднять настроение, но и, возможно, найти в картинах ответы на сложные вопросы. Недаром юбилейный форум проходит под девизом In kino veritas — “Истина в кино”.

Хорошей традицией “Лістапада” стало вручение специального приза Президента Беларуси “За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве”. В этом году наградой отмечен народный артист Литовской ССР Юозас Будрайтис. Примечательно, что Будрайтис сыграл главную роль в продолжении “Белых Рос”, съемки которого недавно завершились в Беларуси. В Минск Юозас Будрайтис также приехал не с пустыми руками — вчера в кинотеатре “Центральный” открылась его фотовыставка “Мое кино. 1970—1990 годы”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter