В поисках идеального матрикса

Артроз будут лечить при помощи клеточных технологий

Артроз будут лечить при помощи клеточных технологий


По статистике, 12 процентам людей каждый шаг дается в буквальном смысле слова со скрипом, с болью, с превеликим трудом. И отложение солей здесь ни при чем! Артроз — это заболевание суставного хряща: из идеального, блестящего да гладкого он превращается в мутный и шершавый, стирается до кости. Много лет наука была безапелляционна: хрящевые клетки, как и нервные, восстановлению не подлежат. Однако новейшие разработки Республиканского научно–практического центра травматологии и ортопедии в трансплантации хрящевой ткани с применением клеточных технологий ставят эту аксиому под сомнение. Окончательно ее опровергнуть должны первые операции, которые пройдут в Беларуси в следующем году.


«Причин поражения хряща очень много — допустим, возрастные изменения, нарушения в обмене веществ, образ жизни, ожирение, — перечисляет причины возникновения артроза заведующий лабораторией патологии суставов и спортивной травмы РНПЦ травматологии и ортопедии доктор медицинских наук Олег Эйсмонт. — Но есть и так называемый вторичный артроз, то есть когда четко видно, что привело человека (а это, как правило, молодые люди — 20, 30, 40 лет) к болезни — другое заболевание (например, ревматоидный артрит, псориаз) или воздействие извне. Потому что к артрозу приводит любая травма или перелом: сам по себе у взрослого пациента хрящ не восстанавливается. Да, на месте дефекта появляется другая ткань, но уже не такая гладкая, то есть проблемы рано или поздно возникнут». Выход, казалось бы, найден — эндопротезирование, замена суставов на искусственные «шарниры». Металл, пластмасса, керамика — вариантов немало. Только в США за год устанавливается более 300 тысяч эндопротезов коленного сустава, столько же — тазобедренного. Но Олег Эйсмонт считает это направление тупиковым: «Протезы имеют свой срок службы, свои нюансы... В отдаленном будущем, думаю, эндопротезирование отойдет, уступив место другому методу — восстановлению собственных суставов человека, выращиванию их при помощи биотехнологий. Звучит как фантастика? Но все–таки это произойдет. Другой вопрос: как скоро?»


Вообще говоря, попытки спасти хрящ любой ценой предпринимались давно. Сначала его пересаживали — из тех зон человеческого тела, где нагрузка поменьше, туда, где возник дефект. Потом придумали прокалывать специальные отверстия, чтобы стимулировать рост клеток–предшественниц, в надежде, что они разовьются и закроют проблемную зону. В первом случае жертвовали одним, спасая другое, во втором — клетки так и не становились хрящевыми. Пошли по третьему пути — решили использовать здоровые хрящевые клетки. Этой замечательной идее 14 лет, но она до сих пор не получила широкого применения. Ведь перед учеными сразу же встало очередное препятствие. «Смысл методики в том, что клетки забираются из собственного же сустава, культивируются в лаборатории и благодаря различным факторам роста приобретают необходимые качества. Остается только «подсадить» их на место дефекта. Но что представляют собой такие клетки? Суспензию, жидкость. Следовательно, нужен носитель — матрикс, который бы, с одной стороны, удерживал их в нужном месте, а с другой — не хоронил в себе, давал возможность развиваться, — посвящает в тонкости Олег Леонидович. — Сейчас все в мире ищут форму для идеального матрикса. У нас тоже появилась такая идея — соединить желание и опыт хирургов–травматологов и наработки Центральной научно–исследовательской лаборатории Белорусского государственного медицинского университета. Под руководством профессора Станислава Третьяка группа ученых, возглавляемая Виталием Горановым, много лет занимается культивированием клеток и уже разработала ноу–хау в этой сфере — технологию лечения заболеваний поджелудочной железы». Более двух лет ученые искали варианты. Сегодня экспериментальные работы по трансплантации хрящевых клеток близятся к концу: оптимальные матриксы из органического материала отобраны и хорошо себя показывают в опытах на животных. Предварительное согласие на участие в операциях дали 25 пациентов. Алгоритм для больного, судя по всему, окажется таким: забор клеток в клинике — минимум 2 недели ожидания дома, пока их будут выращивать, — и наконец сама операция... Со временем новинку, считают ее авторы, вполне можно будет применять и в других белорусских специализированных клиниках. Одно «но» — финансирование. Само культивирование клеток в течение 2 недель — весьма и весьма дорогое удовольствие. В Германии, к примеру, оно обходится в 7 тысяч евро...

 

На снимке: Олег Эйсмонт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter