Новые сорта не появляются сами по себе — за каждым из них стоит скрупулезная работа селекционеров

В поисках идеала

Селекционеры-плодоводы всегда в поиске: им хочется создать особый уникальный сорт — урожайный, вкусный, красивый, устойчивый к болезням, вредителям и неблагоприятным климатическим условиям. Каких успехов достигли в этом направлении белорусские ученые? Мы продолжаем беседу с доктором сельскохозяйственных наук, профессором, заведующей лабораторией генетических ресурсов плодовых, орехоплодных культур и винограда РУП “Институт плодоводства” Зоей Козловской.

Фото БЕЛТА

Национальное достояние

— Генетический потенциал сосредоточен в нашей институтской коллекции плодово-ягодных, орехоплодных культур и винограда, — рассказывает Зоя Аркадьевна. — В ней насчитывается уже около 5 тысяч генотипов. Из бывших стран Советского Союза с нами может соперничать только Россия и то не по всем культурам. И неудивительно, что в 2012 году наша коллекция была признана национальным достоянием Беларуси.

— Коллекции каких культур собраны в институте?

— Всего их 38. На сегодня из новых, пожалуй, наиболее значима коллекция фундука. В ней уже более 170 генотипов. Это для меня третья культура, над которой я работаю всерьез. По двум проектам подбирались сорта для закладки фундукового сада промышленного типа. Чтобы включить фундук как культуру в госреестр, потребовалось подготовить подробное описание морфологических признаков и биологических свойств определенных сортов, среди них — “Каталонский”, “Барселонский”, “Косфорд”, а также их сортов-опылителей. Не менее важна и разработка технологии возделывания фундука, причем не в виде куста, а дерева. Это совершенно новое направление не только для Беларуси, но и для всех европейских стран с умеренным климатом.

Уникальная и коллекция персика — 17 генотипов. Подобраны плодовые деревья и для зеленого строительства.

— Как собираются коллекции?

— Мы обмениваемся материалом с зарубежными институтами. Каждый год отправляемся в экспедиции по областям нашей страны. И очень признательны садоводам-любителям, которые делятся с нами черенками, возможно, еще не изученных в условиях Беларуси сортов и новых культур. Также заслуживают внимания уникальные староместные формы.

Что вместо “Антоновки”?

— Селекция, как и жизнь, не стоит на месте. Даже суперпопулярные сорта “сходят с орбиты”, на смену им приходят новые. Вот и старая добрая “Антоновка” становится все большей редкостью. Какие сорта можно считать равноценной заменой?

— “Алеся”, “Лучезарное”, “Заславское”, “Вербное”, “Весялина”... По своему содержанию и консистенции они ничуть не хуже “Антоновки”. Имеется клон “Антоновка Белсад”, выделенный нами.

— Какие сорта яблони появились в последние годы?

— “Белана”, “Красавiта”, “Дыямент”, “Нававiта”, “Сакавiта”, “Зорка” и другие. Их плоды прекрасно сохраняются до марта — июля. “Белана”, к примеру, ничем не уступает по вкусу “Топазу” или “Шампиону”. “Сакавiта” и “Нававiта” даже в обычном хранилище не теряют своих качеств до июля. “Зорка” высокоустойчива к парше и филлостикте. “Красавiта” — совершенно новый сорт, получен с участием “Шампиона”. Все названные сорта закладывают генеративные почки на однолетних ветках и вступают в плодоношение уже на второй год после посадки.

— Многие садоводы в восторге от сорта яблони “Чараўнiца”...

— И в этом нет ничего удивительного. Уникальный в генетическом плане сорт. В нем есть ген устойчивости к тле, парше, бактериальному раку. Таких характеристик зачастую нет даже в иммуноустойчивых сортах. Да и плоды великолепно сохраняются до мая. Этот наш сорт запатентован и в России.

— Что в первую очередь определяет ценность сорта?

— Содержание растворимых сухих веществ — сахаров, органических кислот, фенольных веществ, растворимых пектинов и так далее. В сортах, единогласно признанных гармонично вкусными, растворимых сухих веществ более 13%. Из сортов отечественной селекции такой показатель у “Беланы”, “Дыямента”, “Белорусского малинового”, “Паланэза”, “Памяти Сикоры”, “Чараўнiцы”.

— А что влияет на величину и форму фруктов?

— Эти показатели не постоянны даже для одного сорта. Важны подвой, возраст дерева, а также погода и почва. Вес яблок может варьировать, в зависимости от группы, от 25 до 220 граммов. Самые крупные плоды у таких сортов, как “Антей”, “Вербнае”, “Заславское”, “Минское” и “Синап орловский”. Чуть меньше масса у “Дарунка”, “Поспеха”, “Иманта”.


Сортовой взаимообмен

— Зоя Аркадьевна, интродукция — своего рода заимствование сортов из других регионов и акклиматизация их в наших условиях. Это объективная необходимость?

— Без интродукции у нас не было бы черешни, абрикоса, грецкого ореха, винограда, культурной алычи... Я уже не говорю о том, что создание высококачественных сортов яблони, таких как “Белана”, “Дыямент”, “Имант”, груши — “Просто Мария”, “Завея”, сливы домашней — “Венера”, “Волат”, “Венгерка белорусская” и других было бы просто не возможно.

В нашем институте созданы базовые, оригинальные активные и признаковые коллекции плодовых и ягодных культур, не имеющие аналогов в мире. Нашим генофондом активно интересуются ученые из Европы, Азии и Африки. За последние годы в зарубежные научно-исследовательские учреждения Румынии, Бельгии, России, Украины, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, ЮАР передано для изучения около 500 образцов — сортов плодовых и ягодных культур белорусской и народной селекции.

— В каких странах районированы наши сорта?

— Больше всего сортов (свыше двадцати) яблони, груши, сливы, вишни, черешни районировано в России. По достоинству оценены они и в Латвии, Литве, Эстонии. Наши сорта яблони “Антей”, “Алеся”, “Имант”, “Лучезарное”, “Весялина”, “Вербное” давно известны в Украине и Польше. Сейчас проходят испытание в Голландии, на севере Италии, во Франции и даже ЮАР. Начата процедура по включению наших сортов яблони “Белорусское сладкое”, “Имант” и “Коваленковское” в реестр Казахстана. Первые экспериментальные сады уже заложены.

Особенность наших сортов — в их уникальном сочетании качества плодов и высокой адаптивности деревьев к условиям произрастания. Многоступенчатые скрещивания лучших наших гибридов яблони с иммунными предками диких родичей, а также высококачественными теплолюбивыми европейскими и американскими сортами позволили получить уникальные генотипы, отдельные из которых стали сортами, а другие используются в качестве исходных форм для дальнейшей селекции.

— Защищены ли белорусские сорта патентом?

— В Российской Федерации запатентованы сорта яблони “Алеся”, “Весялина”, “Коваленковское”, “Память Сюбаровой”, “Память Сикоры”, “Чараўніца”, груша “Белорусская поздняя”, слива домашняя “Кромань” (кстати, мой самый первый сорт), вишня “Жывіца” и другие. Готовим документы на патентование сорта яблони “Дыямент” в Евросоюзе: у бельгийцев к нему большой интерес. Латвия, Литва и Эстония заинтересованы в таких наших последних сортах, как “Дарунак”, “Поспех”, “Имант”.

Защитная реакция

— Парша — бич плодоводства. Как тут обстоят дела?

— Наши иммунологи работают над выявлением новых рас и штаммов многих болезней, в том числе парши. Потому так важна интегрированная защита, а также грамотное сочетание в саду сортов, обладающих иммунитетом к болезням, обусловленным различными генами. Это необходимо для того, чтобы не копить год от года одну и ту же вредоносную расу, которую потом будет невозможно победить.

Фото Сергея Лозюка
“Белорусское сладкое”, “Поспех”, “Имант”, “Сябрына”, “Память Коваленко” обладают моногеном, сдерживающим развитие парши. И это очень хорошо видно даже в тех садах, где не применяется полная система защиты.

— Большая проблема сада — болезни коры древесины, в частности рак.

— Да, на сегодня нет сортов, обладающих абсолютным иммунитетом к этим недугам. Плодовым культурам обязательно надо помогать! На протяжении десятка лет мы проводили исследования, и оказалось, что наши сорта наиболее устойчивы к этой грозной болезни. Статистика (а это процент поражаемости раком коры и древесины) такова: “Заславское” и “Весялина” — 2%, “Елена” — 3%, “Антоновка” — 6%, “Коваленковское” — 10%, “Поспех” — 11%. Импортные сорта на этом фоне выглядят значительно слабее: “Савва” — 20%, “Имрус” — 25%, “Альва” — 35%, “Топаз” — 38%, “Фридом” — 51,5% и “Джонафри” — 54,2%.

— Может, уже найден способ победить такие грозные недуги косточковых, как монилиоз и клястероспориоз?

— Ищем сорта, устойчивые к этим болезням. Сейчас разрабатывается проект по выявлению вреда не только на плодах, но и на цветковых почках, коре, древесине веток разного возраста. Так, относительно устойчивы к клястероспориозу и монилиозу 6 образцов сливы диплоидной, то есть алычи культурной (“Аленушка”, “Татьяна”, “Царская”, “Скороплодная”, “Злато скифов”, “Жемчужина”) и 7 образцов сливы домашней (“Пердригон”, “Стартовая”, “Баллада”, “Венгерка белорусская”, “Голиаф”, “Евразия 21”, “Нарач”). По достоинству оценены сорта сливы домашней “Венгерка белорусская”, “Волат”, “Блюфри” и алычи культурной “Сонейка”, “Аленушка” и “Ветразь-2”.

— Какие сорта яблони оказались самыми устойчивыми к морозу?

— “Антоновка”, “Весялина”, “Елена”, “Заславское”, “Коваленковское”, “Поспех” за многие годы наблюдений получили повреждения не более 1 балла. А вот импортные сорта (“Айдаред”, “Айва”, “Шампион”, “Фридом”, “Глостер”) — 3—4 балла.

Уже не экзотика

— Пригоден ли наш климат для южных культур?

— Сумма активных температур располагается горизонтально вдоль широты, и у нас зона от Бреста до Брагина — самая теплая. Здесь могут расти самые теплолюбивые сорта всех плодовых культур. Чем севернее, тем сумма активных температур ниже, а значит, короче вегетационный период и проблем с выращиванием будет больше. Поэтому так важен выбор наиболее устойчивых сортов.

— Тем не менее климатические изменения налицо, все активнее у нас используются культуры, считавшиеся раньше экзотическими. С какими “южанами” работает ваш институт?

— Сегодня в нашей институтской коллекции 90 образцов абрикоса. Всего же изучено 126, а районировано у нас только 2 сорта абрикоса — “Знаходка” и “Спадчына”. Еще четыре — “Дэбют”, “Память Говорухина”, “Память Лойко”, “Погремок” — находятся на госиспытании. Заслуживают внимания и такие сорта, как “Брянский ранний”, “Яковлева 3” и гибриды белорусской селекции 4-7/03, 8-18/03, 8-28/03.

— Давно не экзотика в наших краях и грецкий орех — он хорошо растет и плодоносит в нашем климате.

— Да, эта культура у нас достаточно распространена. В Украине, к примеру, создана ассоциация производителей грецкого ореха. Наши белорусские сорта (в частности, “Самохваловичский-2”) уникальны в своем роде. Многие даже не верят, что они могут так просто (легким сжатием руки) раскалываться — настолько у них тонкая скорлупа. Ядро же, наоборот, плотное и очень вкусное.

Именно на грецком орехе мы сейчас совершенствуем технологию зимней прививки. И параллельно ищем лучший подвой для этой культуры. Некоторые частники готовы высадить целые ореховые сады. И это здорово!

Формируя свою коллекцию, мы ищем новые сорта и новые генотипы, устойчивые к марсониозу ореха грецкого. Пока в нашей копилке их девять: “Ворон”, “Заря Востока”, “Родина”, “Станиславского”, “Самохваловичский-2”, 68-86-С, 67-86-С, 11-86-С, 12-86-С. В сеть государственного сортоиспытания передан сорт “Косов-16” украинской селекции.

На вкус и цвет товарищи есть

— Что нового в селекции любимой многими черной смородины?

— Собрано и изучается 20 сортов. У нас уже есть трех-, четырех- и пятигеномные сорта. Это значит, что гены 3, 4 или 5 типов соединены в одном растении. Идет поиск сортов, пригодных для дальнейшего культивирования.

Трехгеномные сорта — “Рогнеда”, “Свитязянка”, “Рита”, “Альта”, “Думушка”, “Памяти Бардова”, “Чернеча”, “Аметист”, “Шаровидная”, “Болеро”. Четырехгеномные — “Бинар”, “Голубичка”, “Деликатес”, “Добрыня”, “Вернисаж”. Пятигеномные — “Монисто”, “Заглядение”, “Чудное мгновение”, “Муравушка”, “Искушение”.

Сейчас проходят госиспытания такие сорта черной смородины, как “Шаровидная”, “Селечанская-2”, “Дабрадзея”, “Санюта”. Перспективными признаны “Нара” и “Сюита киевская”. Ждут своего одобрения и красноплодные сорта “Коралловая”, “Пурпурная” и “Ровада”.

— С каждым годом все более востребованным становится шиповник.

— Как поливитаминная ягода он в пристальном поле зрения и ученых. Наша рабочая коллекция сегодня включает 12 его образцов. Это “Бесшипный ВНИВИ”, “Витаминный ВНИВИ”, “Воронцовский-1”, “Воронцовский-2”, “Крупноплодный ВНИВИ”, “Победа”, “Российский-1”, “Российский-2”, “Рух”, “Юбилейный”, “Роза ругоза” и “Кан”.


— По-прежнему на пике популярности и земляника садовая.

— Большая работа в Беларуси по этой культуре проводится Кардиусом Круйсбергом, генеральным директором ООО “Белагриплантс”, из чьих рук идет рассада фриго. Но сохранение и формирование коллекции, выявление самых лучших генотипов, великолепно чувствующих себя в наших условиях, — по гармонии вкуса, устойчивости к болезням и вредителям, — все же заслуга ученых нашего института.

Сегодня селекционеры пристально изучают 4 сорта ремонтантной садовой земляники: “Берегиня”, “Елизавета”, “Любава”, “Селва”. Еще три сорта (“Гирлянда”, “Остара”, “Флорион”) находятся в теплице. Идет изучение потенциала урожайности, возможности получения самых первых ягод и продление срока плодоношения в октябре или даже начале ноября. Сейчас на госиспытании находятся “Классика”, “Альфа”, вес ягод которых — 7—9 граммов.

— Очень много дискуссий вызывает облепиха.

— Да, это так. Думаю, в ближайшие годы будут решены вопросы ее промышленного возделывания, включая механизированную уборку. Частникам тоже будут очень интересны такие сорта. Размножены образцы, пригодные к уборке комбайнами. Это сорта “Мария”, “Нивелена” и гибрид 03-22-00. Получен первый отечественный мужской сорт-опылитель “Гаспадар”. На доращивание в селекционную школку высажено 6 наиболее перспективных для Беларуси сортов облепихи: “Мария”, “Татьяна”, “Ботаническая любительская”, “Нивелена”, “Трофимовская” и “Пламенная”.

— Поляки активно пропагандируют актинидию и преподносят ее как киви.

— В общем-то, они правы. Не только по форме и цвету плода, но и по вкусу (особенно агрута) актинидия действительно напоминает киви. Есть уже формы обильно и ежегодно плодоносящие. По насыщению витаминами и микроэлементами актинидии почти нет равных. Но пока у нас она распространяется во многом благодаря энтузиастам. Благо наши климатические условия для этой культуры вполне подходящие.

Наши ученые активно изучают 18 образцов актинидии трех видов: коломикта, полигама и аргута. У нас наиболее популярен сорт аргуты “Киевская крупноплодная”, ежегодно и обильно плодоносящий. Актинидии нужна пара, поэтому рядом с женским растением должна расти и мужская форма.

— А вот кизил пока еще редкость в наших садах.

— Конечно, у нас ягоды кизила порой не дотягивают до того вкуса, как в южных регионах Украины. Зато выявлен ряд холодостойких сортов. К тому же эта культура востребованна и как декоративная. В институтском питомнике размножены и высажены на отдельный участок 10 перспективных образцов: отборные формы К-1, 

К-8 и сорта “Евгения”, “Елена”, “Коралловый Марка”, “Николка”, “Светлячок”, “Экзотический”, “Элегантный”, “Янтарный”.
ФАКТ

Обычно на молодых яблонях фрукты крупнее. Но если вы хорошо ухаживаете за садом — удобряете почву, обрезаете сухие и лишние ветки, своевременно поливаете, то даже многолетние деревья, возраст которых перевалил за 25-летний рубеж, ежегодно будут приносить крупные плоды.
Какие фрукты полезнее — местные или завозные?

 Конечно же, те, что выросли в вашем саду, а не куплены в магазине. И больше всего в них витаминов осенью и в начале зимы. Чем дольше те же яблоки хранятся, тем меньше остается в них полезных веществ. Безусловно, важны и условия хранения. Но в красивых глянцевых яблоках, купленных весной в супермаркете, уже практически нет витаминов. К тому же импортные фрукты для обеззараживания от карантинных объектов обрабатывают специальными химическими препаратами. Да и по своему составу яблоки южных сортов очень сильно уступают тем, что выросли в средней полосе. У “южан” намного меньше витамина С, полезных органических кислот, минералов и ферментов. Отчасти это объясняется климатическими условиями и сортовыми различиями, а отчасти тем, что южные яблоки обычно срывают недозрелыми, чтобы лучше перенесли транспортировку, и дозревают они уже в пути. Однако многие полезные вещества способны образовываться лишь в тех фруктах, которые созрели на дереве. Кстати, несмотря на это, сахара в южных сортах яблок значительно больше, чем в наших (12—15% против 9—11%). А это для организма не всегда полезно.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter