В поисках аппетита

Какие консервы вкуснее — свои или чужие?

Какие консервы вкуснее — свои или чужие?


Летний день, как известно, год кормит. В разгаре — сезон заготовок. На клубнике, чернике и грибах трудолюбивые сельчане в удачный сезон зарабатывают миллионы рублей. Заготовители и переработчики тоже


не спят в шапку. Ведь их доходы прямо пропорциональны расторопности.


— Закупили у населения более 700 тонн черники — чуть меньше, чем в прошлом году, — рассказал начальник отдела заготовок Брестского облпотребсоюза Алексей Макаревич. — Зато огурцов заготовили больше — около тысячи тонн. Плюс 4 тонны лисичек, более 420 тонн яблок...


С урожаем надо что–то делать! Черника замораживается и экспортируется, грибы солятся, огурцы кооператоры отправляют на перерабатывающие предприятия. Логично предположить, что в наших магазинах полки ломятся от разнообразия овощных и фруктовых консервов. Отправляюсь в центральный универсам брестского ОАО «Продтовары», чтобы купить баночку корнишонов Горынского агрокомбината. Пробовала их раньше и знаю, что продукция вполне достойная. «Горынских нет, берите венгерские», — остудила мой пыл продавец. Пол–литровая баночка импортных пикулей (огурчики величиной до 6 сантиметров) стоила почти 7 тысяч рублей. А где дешевый и свой продукт?


Попытка найти в магазинах консервированные огурцы наших комбинатов, которых только в Брестской области пять, успехом не увенчалась. Продавец пришла на помощь и показала рукой... на трехлитровые банки: «Других попросту нет».


Рядом с банками, в которых плавали неаппетитные огурцы–переростки, стояли консервы из капусты — видов шесть... Вот уж, правда, нашу продукцию с заморскими консервами не перепутаешь. Рядом с нарядными импортными банками отечественные «трехлитровки» с однотипными этикетками выглядят серо. Может, потому в магазинах для них и отводятся нижние полки и дальние стеллажи?


— Хоть что–нибудь из этого покупают? — интересуюсь у заведующей универсамом Клавдии Лойко.


— Томатный соус постоянно берут, летом — свеклу маринованную для холодника, горошек хорошо идет, кабачковая икра пользуется спросом...


Генеральный директор КУП «Брест-плодовощпром» Анатолий Капица, к которому я зашла на прошлой неделе, знает, что продукция заводов в магазинах выставлена не лучшим образом, но не сильно огорчается:


— В прошлом году комбинаты области произвели 48 миллионов условных банок консервов, и все они проданы! Почему нет огурцов? Барановичи заготовили на 100 тонн больше прошлогоднего, а Ляховичи — в 7 раз. Будут и на прилавках, уже консервируем...


Может, какого-нибудь покупателя и устроит такой ответ. Не знаю...


Производители убеждают нас, что если оценивать белорусские овощные консервы не с точки зрения оформления, а как продукт, то преимущества перед импортом очевидны. В белорусских маринадах минимальное содержание уксусной кислоты, сахара, практически нет крахмала, искусственных ароматизаторов и синтетических красителей.


Но известно, что даже хорошее качество продукции не оправдывает малоэстетичный вид. С таким подходом к делу спрос на наши солянки и рагу все равно будет ограничен. Целевая аудитория такого товара — пенсионеры, учреждения пенитенциарной системы и общепит.


— Продавать консервы сегодня помогает квотирование, но, конечно, такая помощь государства когда–то закончится. Нужно производить конкурентоспособную продукцию, — соглашается Анатолий Капица.


В чем же проблема? Нет четкой системы маркетинга и рекламы. Нет мерчендайзинга, то бишь продуманной расстановки товара  в магазинах для привлечения покупателя к определенным видам и маркам. Добавьте сюда главные беды: оборудование морально и физически изношено, не хватает собственных оборотных средств. Вкупе это дает тот результат, который налицо в любом магазине.


— Раньше в области было 11 консервных заводов, теперь 5, но объемы производства мы увеличили. Понемногу закупаем новое оборудование и внедряем новые технологии. С будущего года Горынский агрокомбинат будет расфасовывать горошек, фасоль и кукурузу в жестяные банки. В Кобрине стали закрывать горошек яркими крышками с лакокрасочным покрытием. Еще не твист–крышка, но мимо этой банки уже не пройдешь, заметишь. В будущем году реализуем здесь инвестиционный проект по заморозке овощей. В Ляховичах идет реконструкция. В Барановичах будем выпускать пюре и соки класса «премиум». Меняется и ассортимент. Да, салатов с капустой у нас 10 — 15 наименований, но в общем объеме они занимают лишь 3 — 5 процентов. Мы перестали консервировать красные помидоры — нет спроса. А огурцы в 3–литровых банках охотно покупает общепит...


Кстати, и о деловой репутации нужно думать. В конце прошлого года на складах ОАО «Горынский агрокомбинат» сотрудники Комитета госконтроля нашли более 7 тысяч банок соков, не соответствующих требованиям по внешнему виду, 574 тысячи банок хранились на складе без маркировки. Там же стояли консервы и соки с истекшим сроком годности — на сумму 304 миллиона рублей. Выяснилось, что агрокомбинат продал минскому предприятию почти 6.000 банок просроченного компота из слив. А по документам все было нормально: дату выработки исправили, этикетки на банках переклеили. Такую же «обновленную» продукцию получили несколько брестских и пинских магазинов. Думаю, повторить заказ они не рискнут. Чем такой свой товар — уж лучше импортный...


Наиболее заметны перемены сегодня на Пружанском консервном заводе. И все благодаря инвестору, выкупившему 69 процентов акций. Первым делом новые хозяева создали новую торговую марку. Этикетки черно–красные, яркие, заметные. Завод ввел в эксплуатацию новое оборудование по укупорке стеклянных банок с крышкой твист–офф. За полгода предприятие произвело продукции в сопоставимых ценах почти на четверть больше, чем в прошлом году. Можем ведь...


— Уже готовы партии варенья из черники, клубники, черешни. И очень скоро на полках магазинов появится ароматное домашнее варенье из абрикосов, черной и красной смородины, — поделился планами директор Пружанского консервного завода Дмитрий Красевич. — Потом начнется производство новой серии салатов. Всего 10 наименований. Чтобы увеличить продажи, мы отошли от традиционного и поднадоевшего ассортимента.


Интересуюсь, нет ли проблем с тарой.


— Завод вынужден закупать банки за границей, — таков ответ.


— Вот те раз! Что, наши стекольные заводы не справляются?


— Это проблема конкретно Пружан, в общем же тары достаточно, — заверил меня Анатолий Капица. — Но хотелось бы, конечно, иметь в Бресте филиал Елизовского стеклозавода. Например, на базе электролампового завода. Тогда бы удовлетворялась потребность не только наших предприятий. Банки можно было бы экспортировать и зарабатывать на этом валюту.


«Доступно, полезно, вкусно» — под таким слоганом продается в наших магазинах продукция «Брестплодовощпрома» и многих других государственных консервных заводов страны. Может, и полезно, но некрасиво, а потому неаппетитно. И сколько ни убеждайте покупателя, что «глухая» крышка безопаснее, потому что предохраняет продукт от «бомбажа», что наши закатки подвергаются менее сложной стерилизации, потому овощи сохраняют витамины и питательные вещества, выберет он то, что поярче и на вид приятнее. Пусть порой и дороже.


P.S. Пока материал готовился к печати, в Бресте состоялось внеочередное заседание облисполкома, на котором обсуждался «овощной» вопрос. В частности, речь шла о проблемах строительства и реконструкции на территории области овощехранилищ. За срыв сдачи овощехранилищ в установленный срок решением Брестского облисполкома ряду председателей райисполкомов объявлены выговоры, генеральный директор КУП «Брестплодовощпром» Анатолий Капица уволен.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter