В погоне за “длинным” рублем

Нынешняя ситуация на мировом банковском рынке учит семь раз посчитать, прежде чем один раз взять кредит«Подскажите, в какой валюте лучше взять кредит?» – «Берите в той, в которой дают!» – этот анекдот порожден мировым финансовым кризисом. Как свидетельствуют звонки обеспокоенных читателей в редакцию «НГ», кредиты и у нас стали дороже. По мнению экспертов, в дальнейшем наиболее дефицитными могут оказаться «длинные» деньги, рассчитанные на многолетнее погашение. И если это действительно будет так, то каждому впору задуматься, как это повлияет, в частности, на решение жилищной проблемы.

Сколько стоит метр построить?
Строительство жилья в Беларуси набирает обороты, а сопровождение сделок с недвижимостью становится все более популярной услугой. Например, за девять месяцев нынешнего года в стране, по данным Национального статистического комитета, введено в строй 45,3 тысячи новых квартир общей площадью более 3,9 миллиона квадратных метров, что на 10,7 процента больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Это примерно 75 процентов от годового задания. По итогам двенадцати месяцев в городах планируется сдать в эксплуатацию до 5,2 миллиона квадратных метров, причем, как принял решение Совмин, порядка 76 процентов отдать очередникам.
В будущем планируется объем наращивать и в перспективе вводить в год по 10 миллионов “квадратов”. “Если на каждого жителя страны будем строить по одному квадратному метру в год, то спрос упадет и недвижимость подешевеет”, — такими мотивами объясняют эксперты подобные ориентиры.
Однако понятно, что мало дом построить. Нужно, чтобы у населения были деньги купить квартиру. Даже в УКС Мингорисполкома, ориентированном на недорогое жилье, квадратный метр уже подорожал до 1,3—1,65 миллиона рублей, то есть примерно 615—780 долларов. На вторичном рынке и вовсе просят около 2 тысяч долларов за квадратный метр. А это значит, что количество новоселий в будущем будет прямо пропорционально активности банковского кредитования.
Ставки выросли
Мировой финансовый кризис, зародившийся в США из-за ипотечного кризиса, во всем мире бумерангом ударил по жилищному кредитованию. “При дефиците денег и неопределенности банки менее охотно выдают долгосрочные кредиты”, — объясняют эксперты мотивы банков. И это значит, что и в Беларуси, видимо, в дальнейшем коммерческие кредиты, например на жилье, автомобили, другую дорогостоящую технику, получить будет сложнее, чем, скажем, потребительский кредит на год-два.
Взяв некоторую паузу, как отмечают в Нацбанке, отечественные банки возобновили кредитование. По данным главного управления банковских операций,  процентные ставки по кредитам в национальной валюте, выданным белорусскими банками физическим лицам, за три недели октября увеличились в среднем на 5—6 процентных пунктов.  По данным на 21 октября, они сложились на уровне 19—20 процентов годовых. Ставки по кредитам в иностранной валюте изменились не так существенно.
Эксперты происходящее объясняют дефицитом ресурсов у банков, вызванным уменьшением внешних заимствований. Кроме того, рост процентных ставок — это необходимый отрезвляющий душ для тех граждан, которые ринулись за кредитами, поддавшись прогнозам, что “потом все будет дороже”.
“Каждый банк сам вправе решать, выдавать кредит или нет”, — говорит пресс-секретарь Нацбанка Михаил Журавович. Но при этом, по его словам, все понимают: отказав клиенту один раз, можно потерять его навсегда и дать заработать конкуренту.
Деньги для банка
Все очень просто: чтобы население получало больше кредитов, нужно, чтобы больше денег было у банков. Однако как именно это сделать?.
Один из вариантов — активнее привлекать средства во вклады. И перспективы отмены декларирования депозитов, а также предоставление стопроцентной гарантии сохранности вкладов, озвученные Президентом Беларуси Александром Лукашенко во время выступления в  парламенте, могут стать к этому стимулом.
Еще одна из стратегий — более активная работа на международных финансовых рынках. Например, Беларусбанк недавно подписал меморандум о взаимопонимании с Deutsche Borse AG, являющейся оператором Франкфуртской фондовой биржи. Этот документ, как отмечают в пресс-службе банка, “определяет намерения сторон относительно развития фондового рынка Беларуси и послужит дополнительным фактором, облегчающим выход белорусских компаний на международный рынок капитала”. Кроме того, помощь может оказать и Национальный банк. Он уже приступил к дополнительному кредитованию банков страны.
Ценовой бумераг
— Цены пока на прежнем уровне, покупатели и продавцы выжидают, — говорит о ситуации на вторичном рынке недвижимости директор агентства “Загородный дом” Владимир Чернушевич. — Это касается и квартир, и домов.
Пока, как он ощущает на своей работе, спрос на жилье не уменьшился. Однако если кредиты будут дорожать, то, предполагает директор, клиентов будет меньше, и это может привести к снижению цен на вторичном рынке.
Как полагают некоторые эксперты, стоимость жилья может снизиться и по той причине, что меньше людей будет рассматривать недвижимость как выгодный объект вложения капитала. Весь мир стал свидетелем того, как американцы охотно брали дешевые кредиты на покупку домов, чтобы потом перепродать недвижимость дороже. Но процентные ставки выросли и предпринятая затея оказалась невыгодной. Многие отказались выплачивать кредит. В итоге банки оказались со множеством домов, но без денег. И финансовый кризис, сдетонировавший на рынке ценных бумаг, покатился по миру. Вот и в Беларуси попробуй сегодня угадай, выгодными будут инвестиции в недвижимость или нет. И подорожавшие кредиты, видимо, станут веским аргументом в пользу решения “нет”.
На первичном же рынке, как объясняют специалисты, стоимость нового жилья в дальнейшем будет зависеть не столько от соотношения спроса и предложения, сколько от цен на энергоносители и стройматериалы, от инфляционных процессов в целом.
Если объемы потребительского кредитования уменьшатся, то, как прогнозируют аналитики, возможно, на некоторый период если не повернется вспять, то хотя бы замедлится рост цен на некоторые дорогостоящие товары.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter