В плену у супермаркета

Где в магазинах «прячутся» дешевые продукты и как избежать лишних покупок?

Где в магазинах «прячутся» дешевые продукты и как избежать лишних покупок?

Молодая пара в супермаркете расплачивается за покупки. Счет — 252 тысячи. “А поесть толком ничего и не купили”, — вздыхает девушка. Следом за ними к кассиру приближается пенсионерка. Продуктов на конвейере немало: овощи, полуфабрикаты, молочные продукты — еды хватит на неделю. К оплате — 156 тысяч рублей. Почему так происходит и что заставляет нас совершать нерациональные покупки, на личном примере исследовала корреспондент “НГ”. 

Атака на обоняние

Специалисты рекомендуют перед походом в магазин составлять перечень необходимых покупок и впоследствии строго ему следовать. В свой экспериментальный список включила молоко, яйца, хлеб, мясо птицы, картофель, помидоры, огурцы и минералку.

На входе в супермаркет по правой стороне акционная зона, где товары выставлены посреди зала на специальных полках. Стенды пестрят красными и желтыми ценниками. Ассортимент: печенье, напитки, хлопья, шампуни. Из списка ничего нет, так что, преодолевая соблазн купить печенье со скидкой в шесть тысяч, иду дальше. Возле отдела кулинарии внимание привлекает приятный запах еды. Даже не чувствуя голода, от вида и ароматов готовой пищи захотелось есть. “В первую очередь запахи привлекают покупателей в супермаркетах тем, что они создают впечатление свежести продуктов, — комментирует заведующий кафедрой маркетинга Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Иван Акулич. —  Например, когда речь идет о выпечке: если вы даже и не собирались покупать булочку, почувствовав аромат и подумав о том, что ее только испекли, вы захотите ее приобрести. К тому же такие запахи действительно разжигают аппетит”. К слову, покупка готовой продукции обойдется дороже, чем отдельно ингредиентов, которых хватит  на больший срок.

А вот товар из списка — “мясо птицы”. Ассортимент небольшой, так что сделать выбор не составляет особого труда. Зато неподалеку — стенд с кетчупами, соусами и различными приправами. Это так называемые дополняющие товары — сырое мясо ведь нужно замариновать. Также есть понятие сопутствующие товары — пиво и сушеные кальмары, чай и конфеты и прочее. Их ставят рядом, чтобы, покупая один продукт, человек с прочно устоявшимся стереотипом о невозможности употребления одного без другого импульсивно положил в корзину и сопутствующий товар.

Внимание на ценник

На пути к овощам по правому краю замечаю деликатесы: перепелиные и страусиные яйца. Дальше идут привычные куриные, цены на них стоят вразброс: 13 650, 13 000, 14 200. На верхней и нижней полках ценовой диапазон ниже — 11 200—13 150. Здесь же, с самого краю расположилось акционное предложение — десяток за 8200. “На товары, находящиеся на уровне глаз, люди больше всего обращают внимание. Это особенно эффективно, когда дело касается товаров повседневного спроса, — поясняет Иван Акулич. — Те же яйца. Допустим, жена поручила мужу их покупку, он идет по супермаркету, видит яйца и берет десяток, особо не задумываясь о том, кто их производитель, каковы их качество, цена и прочее. Он не будет долго задерживаться возле этой секции”.

Следующий пункт назначения — овощной отдел. Посреди прохода выставлены коробки с помидорами, огурцами, дынями и прочим. Сам отдел расположен по правой стороне, но такое расположение товара привлекает больше внимания: может, на виду скидочная продукция? Но нет, “красная” цена лишь для арбузов. Помидоры по 15 400 рублей, огурцы — 9600, хотя непосредственно в самом отделе можно найти вполне приемлемые томаты за 7—10 тысяч. За картофелем нужно идти в глубь отдела. Цены — от 3700 до 6250 — указаны в ряд, а картофель разных сортов расфасован по мешкам, которые находятся в одном ящике. Так что придется либо пожертвовать маникюром, чтобы найти вариант по хорошей цене, либо взять первый попавшийся мешок.

По дороге к хлебу — мясной и молочный отделы. В первом холодильнике с молоком выбор небольшой: только тетрапаки, товар достаточно дорогой — от 7850 до 13 500. Цены опять же вразброс, если выбирать в спешке, случайно можно захватить молоко за 13 тысяч вместо того, что стоит семь. Немного дальше холодильник с молочными продуктами от одного производителя. Ценники красно-желтые: скидка примерно две-три тысячи. Но, как оказалось, актуальна она лишь для сметаны, а стоящие рядом молоко и йогурты стоят как обычно. Пока исследую стенд, к нему подходят две девушки. “Сметана на скидке, бери. Захвати заодно молоко”, — подсказывает одна подруга другой. Оно, к слову, стоит здесь 10 500 рублей, но если пройти дальше, можно найти холодильник с пакетами по 5—7 тысяч. Самое дешевое — за 5600 — спряталось за колонной.

 Советы для потребителей:

  • Отправляясь в магазин, составьте список покупок и укажите примерную сумму, которую вы готовы потратить.
  • Не ходите в супермаркет голодным.
  • Внимательно смотрите на этикетку: срок годности, производитель и прочие характеристики.

Денежный эффект

Наконец добираюсь до хлеба: этот отдел расположен в самой отдаленной  от входа части супермаркета. “Одно из основных правил планировки магазина заключается в том, что самые популярные секции находятся далеко от входа, — объяснил Иван Акулич. — Считается, например, что человек покупает хлеб почти каждый день. Поэтому мерчендайзеры организовывают пространство таким образом, чтобы до того, как покупатель дойдет до хлебной секции, он прошел еще как можно больше отделов и по дороге что-нибудь захватил. Кстати, по статистике каждая десятая покупка оказывается ненужной”.

Последним приобретением на пути к кассе становится минеральная вода. Рядом с проходом — боржоми, перье и прочие дорогие марки по 20—25 тысяч за 0,75 литра. В глубине отдела — белорусская минералка по 4—5 тысяч за 0,75 литра. “Проблема в том, что некоторые производители, условно говоря, покупают места на полках, — комментирует эксперт. — Часто это делают зарубежные поставщики, и тогда отечественная продукция оттесняется на задние стенды. Порой найти товары белорусского производителя практически невозможно, и эту проблему нужно как-то решать”.

Счет в итоге составил 76 700 рублей — и это при том, что я выбирала не самые дешевые варианты. Если бы я совершала покупки импульсивно, не сильно вглядываясь в ценник, тот же набор продуктов обошелся бы в 96 500 рублей —  почти 20 тысяч разницы. И это без учета того, что, бродя по магазину, мне захотелось бы отклониться от списка и купить, например, булочку или готовый салат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter