В плену долгов

Рядовые заемщики беззащитны перед процентным беспределом

Увы, в некоторых сферах жизни я не разбираюсь. Хотя имею о них представление. И свое мнение. Но кого оно интересует?! Особенно в банке. Разговор в финансово-кредитных учреждениях какой-то очень короткий: либо принимай наши условия, либо возвращай кредит не за пять лет, как по договору, а в течение трех месяцев. Вот тебе и дилемма: ищи неподъемно крупную сумму или соглашайся на финансовое рабство. По-другому и не назовешь, когда ставку по кредиту вдруг и сразу поднимают почти в 2,5 раза!

Самое печальное, что рядовые заемщики почти беззащитны перед процентным беспределом. Практически все банки «втискивают» в договор стандартный пункт, по которому они имеют право в одностороннем порядке увеличить ставку по кредиту. Правда, перечисляются объективные причины, по которым для клиента может произойти такая неприятность. Например, изменения на финансовом рынке. Но это ничего не значащая фраза, напечатанная больше для очистки совести, а не для практического применения. Недавно и мне в почтовый ящик постучалось «письмо счастья» с гениальным предложением банка увеличить ставку по кредиту с 18,5 % до 47 %!

Причем два года назад кредитное учреждение ее уже пересматривало. Подписывал с ним дополнительное соглашение: плату по кредиту тогда привязали к ставке рефинансирования. Вроде бы все честно: цена денег напрямую зависит от финансово-экономической ситуации в стране. Естественно, пропустить наглую обдираловку без очной ставки не мог и записался на прием к начальнику департамента кредитования физлиц. Должность со столь суровым названием занимала миловидная вежливая девушка. Несмотря на ее доброжелательно-сочувственную улыбку, разговор у нас получился, как у двух глухих.

«Нам неприятно, но мы вынуждены поднять ставки по кредитам», — вздохнула собеседница. «Позвольте, — я закусил удила. — А что с начала года случилось плохого? «Реф» стоит на месте, гиперинфляции не наблюдается, да и жестокой девальвации не происходило!» Девушка пояснила: «Мы же привлекаем вклады у населения под 42—43 % годовых, поэтому и ставки по кредитам должны повыситься». После этого последовали заверения, что банку очень неприятно «душить» своих клиентов. «Но мы же не можем работать в убыток», — резюмировала она.

«Постойте, один раз мы уже пересматривали условия кредитного договора, — решил не сдаваться до последнего. — В дополнительном соглашении четко прописано: оно является неизменным до полного выполнения сторонами своих обязательств». Мой оппонент зашуршала документами и выдала ошеломляющее резюме: мол, признает, что между допсоглашением и договором возникают некоторые противоречия. Но пункт 2, позволяющий банку менять ставку, действует. И отказываться от него не собираются. На мой вопрос: «Стоимость кредита привязана к «реф», так зачем что-то менять в будущем?» — получил ошеломляющий ответ: «Ставка рефинансирования не отражает стоимость ресурсов». Согласны ли с ней руководители Нацбанка?

Впрочем, дело не в этом. Интересная ситуация сложилась: все риски по кредиту банки успешно перекладывают на граждан. А ставка, указанная в договоре, всего лишь фикция. Ее финансисты имеют право пересмотреть, как им заблагорассудится, в любой момент. А сослаться на нестабильность без подтверждения слов фактами не составляет проблем. Получается, мягко говоря, не совсем честно. Национальный банк планомерно пытается урезать аппетиты финансистов, стараясь различными мерами установить верхнюю планку для ставок на кредиты. А пункт 2 стабильно фигурирует в договорах. Не нарушаются ли тем самым права потребителя? Банки-то могут спокойно выдавать в долг деньги сначала по низким ставкам — только зайдите, дорогие клиенты, а потом повышать свои финансовые претензии. Возможно, пора на законодательном уровне решить эту проблему: установить, что банк не имеет права заключать дополнительные соглашения. Чтобы стоимость их продуктов была сразу видна и прозрачна. Если кредиторы не могут смотреть в будущее дальше нескольких месяцев, то пускай не выдают займы на несколько лет. Пока же получается, что маленький человек остается один на один с большими банками и ему приходится нести все риски в одиночку. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter