В первый день охоты на водоплавающую и болотную дичь «СГ» организовала рейд в Солигорском районе

В плавнях шорох, и легавая застыла чутко…

В РАЙОНЕ  зарегистрировано около 1200 адептов этого настоящего мужского отдыха. Как выяснилось в рейде с Солигорской межрайинспекцией охраны животного и растительного мира, в первый день охоты на утку большинство из них были не только счастливы, но и законопослушны. И все же не обошлось без сюрпризов, правда, скорее приятных…

Птицы_b.jpg

УЖЕ за час до восхода солнца многие выезжают на мелиоративные каналы – на местном водохранилище стрелять по пернатым нельзя. Зато канонада в полях стояла, хоть уши затыкай, поделились позже впечатлениями рыбаки. К моменту выезда нашей группы у большинства людей с ружьями в мешках уже лежит добыча. Но есть и припозднившиеся стрелки. Из машины, обогнавшей нас по дороге к охотугодьям Солигорской структуры РГОО «БООР», неожиданно выглядывает любопытная мордочка спаниеля, ветер полощет кудрявую шевелюру  – а пес и доволен.

— Явно «наш человек», — комментирует заместитель начальника межрайинспекции Николай Новик. — Охота «по перу» летом и осенью, особенно утиная, у нас в стране одна из самых массовых.

Он коротко поясняет, что в сезон разрешено добывать 25 видов птиц в светлое время суток из засады, с подхода, с подъезда с применением маломерных судов (без двигателей либо с выключенными двигателями). Разрешается использовать гладкоствольное охотничье оружие и снаряженные дробью патроны, охотничьих собак всех групп, за исключением гончих и борзых. Возможна и безружейная охота с использованием ловчих птиц.

В полях между деревнями Дубеи и Ситенец встречаем местного жителя Владимира Владимировича. Болотные сапоги, ружье, патронташ – и добыча. Охотник жалуется, что настрелял больше, чем несет с собой, но не всегда угадаешь, где птица упадет: по одну сторону канала – охранная зона Солигорска, там подбирать дичь нельзя.

Николай Новик проверяет, чтобы трофей случайно не оказался «не той масти»: бывает, в запале стрелки сначала нажимают на курок, а потом смотрят, что это было. Так, в местных лесах недавно застрелили сову-краснокнижницу.

Интересуюсь у охотника, дорогое ли удовольствие его хобби? Говорит, охотничья путевка на сезон обошлась в 70 рублей. Патроны снаряжает сам. Ружье досталось от отца. О ценах на оружие мы поговорили с Николаем Новиком по пути к следующему пункту. Оказывается,  ценник на легальный ствол начинается примерно с 200 долларов в эквиваленте, а вот незарегистрированное оружие можно приобрести и за 20 долларов. Борьба с подпольными владельцами обрезов и других подобных противозаконных игрушек – часть работы госинспекторов. Так, недавно поступила оперативная информация: в районе местного канала браконьер прячет ружье. Потратив немало времени, неподалеку от деревни Раховичи госинспекторы обнаружили целых два незарегистрированных ствола. Чтобы не промокли, нелегал припрятал их под бетонное перекрытие шлюза на мелиоративном канале.

Еще один человек с ружьем приехал к родственникам в Хоростово из Минска. Говорит, уже третий год охотится, но вот на утку вышел впервые.

— В пять утра на Шибинском канале чуть ли не каждые сто метров стояли стрелки, — эмоционально делится впечатлениями он. – Я хоть и первый раз, но удачно – везу домой пару уток.

Проехав немного дальше, обнаруживаем целую компанию охотников у костра. Встречают нас радушно – предлагают на выбор угоститься шурпой из свежедобытых уток или ухой. Оказалось, часть людей удила, другие пробовали охотничью удачу, а некоторые даже искупались, несмотря на прохладную воду. Житель Старобина Александр Жук, потчуя меня огненной шурпой, говорит, что радость от прогулки по болоту ранним летним утром просто не описать. Для их компании открытие сезона – настоящая традиция и долгожданный праздник.

КСТАТИ, не секрет, что некоторые охотники слегка перебирают, отмечая начало сезона. В Солигорском районе, к примеру, рассказывают такую охотничью байку. К одному пожилому егерю приехали на охоту молодые ребята. Приняв вечером на грудь, на рассвете побрели на ближайший луг и там в тумане уложили «крупного зверя». «Дед, мы лося пристрелили!» — радостно вбежали они к хозяину. Тот подошел поближе, а там – его же конь. История почти как в фильме «Особенности национальной охоты», только продолжение еще веселее. За животину горе-охотнички деду заплатили, тот приобрел нового работягу. А на его боку, говорят, большими буквами краской написал «конь», чтобы неповадно было путать.

Впрочем, под Солигорском ни одного откровенно пьяного стрелка мы не встретили. Разве что от счастья – у большинства градус настроения зашкаливал. Вот и житель деревни Поварчицы Виталий Корзун только посмеивается, выливая из сапог воду, набранную на болоте. Все нипочем, если охота удалась. Благо в этом году не пришлось ждать ее так долго, как в прошлом, когда из-за пожарной опасности леса «открыли» только осенью.

Госинспектор Александр Сливец внимательно проверяет патроны Виталия Ивановича. Было дело, его друг попался на нарушении: по путевке охотился на пушную дичь, а при себе была картечь. Если выходишь на птицу, это также запрещено.

— В таких случаях мы говорим: козу на дереве ловить идешь? – объясняет Александр Леонидович. – Добудешь животное, не указанное в охотничьей путевке, кроме волка, лисицы, енотовидной собаки, вороны серой и сороки, дело может закончиться административной или уголовной ответственностью.

Осень приближается, и для любителей активного отдыха с ружьем наступает раздолье. С первой субботы сентября список разрешенной к добыче пернатой дичи дополнится рябчиком и серой куропаткой, а с третьей субботы сентября – гусем белолобым, гусем-гуменником, гусем серым и канадской казаркой. Продлится сезон до второго воскресенья декабря.

yasko@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter