На днях российский министр иностранных дел Сергей Лавров доложил Президенту Владимиру Путину о том, что Россия готовит обращение ко всем государствам - членам ОБСЕ с призывом начать реформу этой организации. "Мы готовим обращение ко всем заинтересованным государствам ОБСЕ, чтобы через конструктивные изменения сделать ОБСЕ действительно эффективной, отвечающей интересам всех ее участников", - сказал Лавров.
А чуть ранее достаточно громко прозвучало заявление государств - участников СНГ относительно положения дел в ОБСЕ, распространенное в штаб-квартире организации в Вене. В нем представители СНГ достаточно резко высказались о "практике двойных стандартов", "селективном подходе" и "политизированном характере БДИПЧ". Любопытно, что один из завсегдатаев венских тусовок российский сенатор Маргелов как-то даже сравнил заседания СМИД ОБСЕ со встречами раскаявшихся интеллигентных алкоголиков: все понимают, сказал Маргелов, какое все это со стороны свинское зрелище, но сила привычки и химическая зависимость организма неотвратимо приводят в ту же песочницу. Конечно, это слишком сильно сказано, но экстравагантные заявления политиков для того и служат, чтобы привлечь внимание к проблеме. В данном случае маргеловская метафора ставит под сомнение серьезность времяпрепровождения в уютных залах штаб-квартиры.
Проблема на самом деле ненова. Как пошутил в разговоре со мной один из дипломатов, Лавров всего лишь заработал лишние очки перед Путиным, придав уже давно идущему процессу необходимый "драйв".
И если уж говорить о последовательных шагах в этом процессе реформирования ОБСЕ, то ведь многие острые вопросы были поставлены еще ранее - в выступлении нашего министра иностранных дел Сергея Мартынова на прошлогоднем заседании СМИД. Именно в нем было сказано о "функциональном и географическом дисбалансе" в деятельности ОБСЕ, который нас никак не может устраивать.
Что же означает этот "дисбаланс", на который обратил внимание коллег белорусский министр, и что было названо неприемлемым в нашумевшем заявлении остальных государств СНГ?
Проблема состоит в том, что из трех "корзин ОБСЕ", в которые государства Европы договорились "складывать" свои общие проблемы, а именно "безопасность", "экономика" и "права человека", венские чиновники продолжают использовать одну. Как долбали 30 лет назад Советский Союз за права человека, так и продолжают прессовать по этому поводу новые независимые государства. Не замечая, что и человек, и его права в современном мире получают новое измерение. Увы, в море новых проблем ОБСЕ выбрала себе островки на постсоветском и постюгославском пространстве, где весьма уютно чувствует себя в роли учителя-ментора.
Пришло время понять: "ученики" быстро повзрослели и школу демократии в том виде, как она есть сейчас, надо закрывать.
Представитель МИДа Андрей Савиных в разговоре со мной настойчиво подчеркнул квинтэссенцию нашего видения роли и места ОБСЕ. "ОБСЕ мы рассматриваем как серьезный форум в Европе, который объединяет все государства. В этом смысле ОБСЕ уникальна".
Другой такой организации, в которой равными членами являются США, Беларусь, Германия, Армения - всего 55 государств Северной Америки, Европы, Кавказа и Средней Азии, - нет, и вряд ли что-то, ее заменяющее, появится. В то время как проблемы, общие для всех этих стран, только нарастают.
Мир изменился, а организация застыла. Такая организация, откровенно отмечают многие аналитики, отвечает интересам развитых стран Европы и Северной Америки. Да и то лишь в достижении сиюминутных целей. Будущее же ОБСЕ - в способности организовать политический диалог по экономическим и экологическим проблемам, от которых зависят безопасность и благосостояние всего континента. "Пикейные жилеты", раскладывающие на европейском столе собственные политические пасьянсы, в это будущее плохо вписываются.
В пикейных жилетах трудно засучить рукава
На днях российский министр иностранных дел Сергей Лавров доложил Президенту Владимиру Путину о том, что Россия готовит обращение ко всем государствам - членам ОБСЕ с призывом начать реформу этой организации.